Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

10 сентября 2017 – Неделя 14-я по Пятидесятнице

Февраль 8, 2018

091115_otmena_krepostnogo_prava_vrez_3

2 Кор 1, 21 – 2, 4; Мф 22, 1-14

Иисус тут рассказывает немыслимую историю. Представьте, царь празднует женитьбу своего сына, одно из центральных событий в его жизни, в жизни царства. Есть список приглашенных, рассылает эти приглашения – никто не приходит. Это ситуация, когда царя полностью игнорируют. Он вроде бы царь, но его власти на деле никто не признает. Что он делает? Он просто меняет элиту.

Вместо тех, кого звал, он набирает каких-то новых людей за пределами своего города. По простому принципу: кто услышит приглашение и захочет прийти, ради Бога, пусть приходит. Как тут написано: рабы собрали всех, кого нашли, и злых, и добрых. И вот они пошли, и некоторые подготовились к церемонии – оделись в приличную случаю одежду, а другие – нет. На брачный пир пришли, а показали полное то ли неприятие, то ли непонимание – непонятно, что. И царь говорит: связав их, бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов. Таким образом, из всех приглашенных осталось несколько человек, для которых Иисус вводит другую категорию: избранные. Их избрал Бог.

Как складывается жизнь у этих избранных? Вот сборник стихов Алексея Ивановича Казакова из Ерино. Как эпиграф к этому сборнику, он использует цитату из святителя Григория Богослова.

«Бог, сия доброта, превосходящая всякую красоту, просвещает душу. Но, озарив ее, скрывается от ее чувствований, от ее внутреннего видения. Он удаляется от души по мере того, как дарует ей познавать Себя. Похищает Себя у чувствований и желаний ее, уходит из ее рук в то время, когда она уже держала Его. Этими удалениями, происходящими от любви к ней – к душе – воспламеняет ее любовью и привлекает за Собой на небо».

То есть, описывается опыт, когда первая встреча с Богом оказывается для человека величайшим открытием, величайшим эмоциональным потрясением, открытием любви Божьей. Но по мере того, как человек делает шаги или пробует делать шаги, приближаться к Богу, это ощущение, эта новизна тускнеет и пропадает. Бог становится для человека еще большей тайной, чем был вначале. Григорий Богослов, так же, как и другие христианские мистики, пишет о том, что это не повод для уныния. Это просто знак, что ты действительно к Нему приближаешься. Приближаешься, и на этом пути тебя одолевают и похоти, и дьявольские искушения, и сознание своей неполноценности, и никчемности, недостоинства перед людьми и перед Богом. Это всё нормально. Повторяю, что это нормальные знаки приближения к Нему.

Конечно, нужно еще добавить, что это всё происходит в процессе того, как человек созревает. Он начинает, понимая глубину своего эгоизма, понимать, что это ощущение присутствия Бога, ощущение Его согревающей любви – это то, что он просил для себя. Пребывая в этом ощущении, он пребывает в себе. А Бог от него хочет другого – чтобы человек устремлялся к Богу, а не к себе. Может быть, точнее сказать, через себя к Богу. Аминь.

(Кому плохо, молитесь, чтобы стало еще хуже. А кому хорошо, тому надо каяться.)

© Священник Сергей Николенко 2017

Изображение: Иван Творожников, Нищие около церкви, 1889

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website