Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

16 ноября 2017 – Четверг 32 рядовой недели

Март 5, 2018

Прем 7, 22 — 8, 1; Лк 17, 20-25

Видите, в Чтении из Премудрости, когда говорится об этом духе и разумном, и святом, который всё обновляет и любит, ничего не говорится о том, что это дух страдания или дух принятия страданий. Этим отличается раннее еврейское богословие, когда эллинизм еще только начал проникать в прямолинейную иудейскую ментальность, построенную по принципу «будь хорошим, и тебе будет хорошо». Не греши, и Бог тебя тут благословит всякими приятными вещами. А позднее, уже ближе ко времени появления самого Иисуса, это эллинское представление о духе обогащается темой страдания. Темой страдания и воздаяния за страдания, которое в этом веке, в этом эоне, не получается, а будет в другом.

Это тоже перебор, перехлест, но видно, что он порожден просто тем, что люди наблюдали вокруг себя. Наверх к власти пролезает какой-то властолюбивый урод, и чем он уродливей, тем выше ему удается забраться по властной лестнице. Проходимец становится богачом, и чем пронырливей, тем богаче он становится, и так далее. Мы живем в мире, в котором эти две правды, два видения соединены. Воздаяние за праведность прямо тут и парадоксальная награда человеку вещами этого мира за нечестие. Задача различения духов, которая у нас есть – это задача в этой сумятице ощутить голос Бога, и чтобы Он вразумил, что происходит перед Его лицом сейчас на самом деле и что будет дальше. Самая трудная и необходимая духовная задача. Чтобы Бог вразумил, и потом делать то, что нужно делать.

Возвращаюсь к понедельничным консультациям. Приходит женщина с мужем, жалуется на его пьянство. Муж говорит, как все они: конечно, я вижу, что проблема есть, выпиваю, но, конечно, не в таких количествах, как она говорит. Последствий таких нет, она всё придумывает. Но, конечно, проблема есть. Консультант говорит: вы поймите, если вы хотите решить эту проблему, то вам нужно совсем отказаться от употребления алкоголя, и это уже навсегда. Он говорит: да, конечно, я понимаю вас, но вы поймите и меня, сейчас я не готов, потому что проблема есть, но она нестрашная. И продолжается эта бесконечная вязь. Прямые вопросы, которые ставит консультант, выделяют этого духа лжи, этого беса, который есть в человеке. Бесноватые все оказываются одинаковыми. Каждый из них считает, что он такой особый, неповторимый, и мамаша его считает, что ее случай такой особый неповторимый, жена считает, и всё такое. А на самом деле они как штампованные – с одного конвейера выходят.

Сейчас пытаюсь это примерить на ситуацию нашей общины, на мою личную. Вижу, что максимализма нет. Максимализма в хорошем смысле, который позволял бы бескомпромиссно бороться с таким враньем. С враньем, которое приводит к тому, что как ты, Р., жаловался на то, что время утекает сквозь пальцы, непонятно на что. С одной стороны, оно утекает на оправданные вещи, на то, что действительно нужно продумывать эти телефонные разговоры, продумывать беды и ситуации людей, с которыми имеешь дело. Но с другой стороны, если исключить созависимость и лень, всё становится проще. Но более пугающим, потому что обнажается правда. Понятно становится, что с данным человеком и его родственниками и возиться нечего на самом деле, сейчас результата никакого не будет. Результата, я имею в виду, перед лицом Божьим. И так далее. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website