Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

26 апреля 2018 – Четверг 4 недели Пасхи

Май 9, 2018

EmptyTombRelief

Деян 13, 13-25; Ин 13, 16-20

У Иоанна в тексте всё такое многослойное. Эта фраза «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я». Это можно понимать как то, что говорится о Парусии, можно понимать, как обсуждение воскресения. Чтобы ученики поверили, что тот, кого они увидели после пустого гроба – это есть Иисус.

В Евангелии от Иоанна приводится много всяких деталей, связанных с распятием и с гробом, направленных на то, чтобы читатели поверили, что тот, с кем ученики имели дело после воскресения – действительно Иисус, а не какая-то другая фигура. Я думаю, что о посмертном существовании информации в Библии практически нет. Упоминается только неоднократно, что вызывать мертвых – это смертный грех, хотя и приводятся эпизоды, когда тени этих умерших что-то говорят персонажам Библии. Получается, что общение с воскресшим – это как общение с мертвым. Это для иудеев должна была быть шокирующая вещь в моральном отношении – потому что нельзя с мертвым общаться, это запрещено законом.

Культ святых, который возник в христианстве, по-видимому, прямое продолжение опыта общения с воскресшим Христом. Что это общение с мертвым оказывается не только не опасно и не вредно, но наоборот, очень хорошо. Общение со святыми, которое шло мысленно, может быть, во снах, хотя в иудаизме общение с мертвыми во снах тоже запрещено. Общение через знаки, через ответы на молитвы. Но в чем заключается нынешняя жизнь этих святых? Мы об этом, опять же, ничего не черпаем из Писания.
Мы только вынуждены верить, что жизнь святых – она такая же доброкачественная, как жизнь воскресшего Иисуса. Как Иисус утверждал, что находится в прямом общении с Отцом, так и святые через Иисуса оказываются в общении с Отцом. Тут используются технические иудейские понятия, Слава Божия. Я-то главное откровение черпаю из Катехизиса католической Церкви. Читаю из ККЦ 1020, молитва над умирающим:

«Покинь этот мир, душа христианская, во имя Отца всемогущего, который тебя сотворил, во имя Иисуса Христа, который страдал за тебя, во имя Духа Святого, который сошел на тебя. Ныне займи свое место в мире и установи свою обитель с Богом на святом Сионе, с Девой Марией, со святым Иосифом, ангелами и всеми святыми Божьими. Вернись к Отцу своему, который создал тебя из праха земного. Ты сможешь увидеть Искупителя своего лицом к лицу». И 1022: «Каждый человек получает своей бессмертной душе вечное воздаяние с момента смерти на частном суде, суть которого в соотнесении его к Христу либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие на веки».

Тут всё говорится в терминах общения. «Жить на небесах – это быть со Христом. Избранные живут в Нем, но они там сохраняют и, более того, обретают свою собственную самость, свое истинное имя. Жизнь блаженных состоит в полноте владения плодами искупления, совершенного Христом», 1025.

Я это не понимаю. Плоды искупления – думаю, новые дары влияния на мир и на окружающих, которых не было в греховном состоянии. Но это тоже как бы общие фразы. «Небо – это блаженная община всех, кто в совершенстве присоединен ко Христу. Писание говорит об этом в образах: жизнь, свет, мир, брачный пир, дом Отца, Иерусалим небесный. Во славе небесной блаженные продолжают с радостью исполнять волю Божию по отношению к другим людям и всему творению в целом». Наверное, это всё, что на эту тему можно прочесть. Это введение в медитацию о загробной жизни. Точнее, о той жизни, которая наступит уже после загробного очищения, после частного суда.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website