Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 мая 2018 – Среда 5 недели Пасхи (Бавария, Ауфхаузен)

Май 11, 2018

Деян 15, 1-6; Ин 15, 1-8

Пока читали, я думал об одном из первых разделений в апостольской общине. Одни считали, что обращенных из язычников достаточно крестить и всё. Другие считали, что надо их предварительно провести через весь иудейский обряд посвящения, обрезать, и только потом уже крестить во имя Христа. Можно на это смотреть как на разногласие между либералами и традиционалистами. Но эти слова на самом деле не говорят ничего, поскольку не учитывают других вещей. Новая группа, которая появилась в Церкви во главе сначала, по-видимому, с Варнавой, потом с апостолом Павлом – это были просто люди другой культуры, точнее, смешанной культуры. Иудейско-греческой или римской – не знаю, как сказать. Конфликт имел культурное измерение.

Но было и еще одно измерение – хотя в Израиле всегда были прозелиты, их было немного. В сакральных иудейских текстах мы находим размышления о том, что Израиль задуман Богом для обращения всего человечества, что Израиль – не сам по себе, а такая инструментальная вещь. Эти темы в иудейском Писании есть, но практически мы видим, что израильтяне не сильно этим интересовались. То, что можно назвать народным эгоизмом, или национализмом, или коллективным эгоизмом – это было. А греческие полукровки Павел и Варнава – у них болело сердце за людей греческой культуры, которых было много и которые составляли значительную часть Империи. Это еще одно измерение этого конфликта.

Последняя вещь, которая, наверное, важна – это то, что фарисейская ересь, как она в Деяниях Апостолов названа, состояла из людей интеллигентных. Павел с Варнавой и дьяконы, которых поставили – это тоже были интеллигентные люди. Конфликт был между интеллигентными, а разрешили этот конфликт, в общем, простые люди – рыбаки. У которых не было большого ума и больших знаний. Которым от бедности приходилось только думать, «а как бы рассудил Иисус?». Другого авторитета у них не было. Эта картина для меня выглядит иллюстрацией к всяким церковным коллизиям, которые происходят сейчас, происходили раньше и будут происходить в будущем. Что все время надо от богатства знания возвращаться к бедности и с позиций бедности опять обращаться к знаниям. Пересматривать их потом.
Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website