Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

3 июня 2018 – Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Июнь 5, 2018

Евр 11,33-12,2; Мф 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30

Во время почетной ссылки в Османскую Империю я некоторое время убегал как Иисус в пустынное место на гору. Поднимался примерно на полкилометра и с высоты смотрел на окружающий мир, который был очень красивый – несмотря на то, что там внизу, где-то ближе к берегу, тянулось шоссе, по которому шли автобусы и машины. Открывался вид на пару корпусов отелей, со всеми причиндалами. Очень отчетливо было видно, насколько мир природы отличается от мира, который устраивают люди. Не сказать, что один хороший, другой плохой. Хотя на человеческом мире отпечаток суеты очень сильный. Внешне даже, в эстетике. Мир Божий, устроенный Богом, по крайней мере, величественный, спокойный, местами даже ласковый.

Этот разрыв между двумя мирами, как мне кажется, зафиксирован в христианской ангелологии. Она взята, в основном, с библейской ангелологии. Точнее, образы взяты из библейской, а смысл придавался уже более современный, что-то было взято из греческой философии. Но это всё неважно. А принципиально все эти христианские ангельские системы устроены так. Есть как бы ближний круг Бога. Это херувимы и серафимы. Это даже не ангелы в нашем привычном понимании, а такие способности Бога. Способность видеть всё, знать всё и присутствовать везде. И одновременно быть сокрытым. Сокрытым и таинственным. Эти существа с большими крыльями, они этими крыльями скрывают Бога. Одновременно в видении славы Божией Иезекииля на колеснице есть разнообразные физиономии с четырех сторон, глаза на колесиках. Образ вездесущести.

Второй круг отображает, скорее, то, как Бог управляется с материальным миром, с материальной частью мира. Это то, что мы читаем в Деяниях апостолов: престолы, начальства, власти, силы. Силы – мир построен на равновесии. Равновесии всех его составляющих. Это достигается благодаря равновесию сил. Равновесие динамическое, то есть, эти силы устроены так, что позволяют отдельным элементам мира перемещаться относительно друг друга. Дают возможность движения в мире, новизны такой механической. Престолы – это, как я понимаю, способность осуществлять в этом большом мире не только динамическое равновесие, но и справедливость. Воздаяние каждому элементу того, что ему положено. Престол – это место для судьи. Это основные моменты, которые я для себя понял из второго круга. Оказался способным перенести из того мышления, из того образа мира – в наш.
А третий круг – это уже ангелы, занимающиеся людьми. Архангелы и ангелы. Занимающиеся как людьми, так и своими человекообразными коллегами в ангельском мире. «Человекообразный» – это некрасивое слово, антропоморфное. Ангелы-хранители, такие личностные силы, которые соответствуют каждому человеку, каждой душе человеческой и соединяют ее с Богом через руководство. Руководство, в основном, в виде подсказок и защиты. Это духовная схема мира, который мы не видим. Совершенно невозможно о ней думать, и ассоциации с ней не возникают, когда находишься в мире, порожденном людьми. В телевизоре, в интернете и так далее. В рекламе на улице. Этот чрезвычайно сложный, чрезвычайно важный и принципиальный мир полностью игнорируется.

Но и надо сказать, что ангельский мир познается, в основном, в созерцании, в медитации. Его познание требует быть немножко визионером, но не сильно. Главное, это совершать челночное движение сознанием и памятью от этого внешнего мира к Богу. Искать смысл событий, скрытые движущие силы. Мы знаем два вида скрытых движущих сил в нашей культуре. Это психологические силы и как бы скрытые законы природы, естественные законы. Но при познании законов духовного мира эти два вида знаний являются чисто вспомогательными. Позволяют просто более точно получать исходные данные.

Интересно, что сейчас происходит. Есть наши ангелы, индивидуальные ангелы-хранители, есть наше духовное единство. На духовном уровне это ангельская сущность. Взаимодействует с ангельской сущностью Церкви. Церквей, может быть. И есть, конечно, дьявольские бесовские сущности низкого порядка, которые механически разрушают нашу внутреннюю жизнь. Личностные дьявольские сущности, имеющие цель разрушить нас совершенно. Обмануть и разрушить. С горы всё это было видно как на ладони. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website