Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

24 июня 2018 – Неделя 4-я по Пятидесятнице. Апостолов Варфоломея и Варнавы

Июнь 25, 2018

Рим 6, 18-23; Мф 8, 5-13

По скудости интеллекта вертится у меня сейчас в голове фраза «Кто писал, не знаю, а я дурак читаю». Ощущение дурости превалирует над всем. Декорации нам построить нетрудно, потому что фундаментные камни Капернаума надо мысленно нарастить, покрыть крышей, поштукатурить. Синагогу, которую римляне построили, подновить. Сотник среди этих домиков просит Иисуса. Сотник – воплощение римской дисциплины, хотя и сириец. Обстановка неспокойная в Палестине, и он старается, чтобы порядки были соблюдены, и так вежливо по-восточному говорит: «Господи, я недостоин, чтобы ты вошел под кров мой». Просит сказать слово.

Матфей после Нагорной проповеди приводит серию этих исцелений в Капернауме, может быть, для того, чтобы можно было личность Иисуса проиллюстрировать через пророчество Исаии о страдающем отроке Господнем. «Он взял на себя грехи наши и понес немощи наши» (ср. Ис 53, 4). Это уже для нас, что Бог через Иисуса Христа берет на себя наши грехи и несет наши немощи. Не мы одни их несем. Если говорить о Церкви как об общине, есть большая Церковь как большая земля, есть малая земля – наша маленькая Церковь, наша община. Бог несет наши грехи и тягости в значительной мере за счет того, что это делаем мы сами. Несем тяжести друг друга. Хорошо это получается или плохо, тут ограниченность наших сил, наш эгоизм, объективная разбросанность по большому пространству Москвы. Но помощь идет, и большая Церковь помогает нам и словом Евангелия, и поддержкой, принимая нас как полноценных членов Царства Небесного. Стараясь так с нами обращаться. Есть законы Царства Небесного, которые изложены в заповедях Блаженства и в Нагорной проповеди. Блаженны нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды и так далее. Но в Церкви всё это преломляется очень сложно и довольно дико. Логика церковная, изложенная в каноническом праве, выглядит часто довольно дико.

Или вот взять последний пример, когда в Германии часть немецких епископов, глядя на страдания смешанных католическо-лютеранских семей, ратовали за то, чтобы они могли причащаться вместе на мессе в католической Церкви. Большая часть – две трети немецких епископов выступала за это и выступает. Это понятная вещь, потому что единство людей в браке – духовное единство – представляется более важным, чем какие-то конфессиональные разделения, которые на самом деле не доходят до небес. Сейчас, когда Папа, возвращаясь откуда-то, давал очередное интервью в самолете, его спросили как с этим делом, как он к этому относится. Он на специальном языке канонического права объяснял такую вещь, что отдельный епископ из пастырских соображений может разрешать, что хочет. Но если говорить о национальной конференции епископов, в данном случае о конференции Германии, то решение, которое она принимает, это уже прецедент для всей католической Церкви. Имеет другой вес. Это логика, которую понять мне трудно, но церковные специалисты пытаются решать пастырские вопросы через такого рода логические построения, цель которых не спровоцировать неосторожными действиями всё церковное сообщество на грех, на необдуманные действия. Это не просто позиция «держать и не пущать», это позиция, обусловленная стремлением защитить внутри Церкви любовь и истину.

Конечно, есть масса боковых мотивов, не допустить скандалов, разделений, враждебности внутри Церкви, без пропорциональной причины. Конечно, отдуваются люди, которые не виноваты в том, что один супруг рожден был в лютеранской семье, другой в католической, и так сложилась жизнь, и теперь не видят они оснований менять конфессию, и не видят этих оснований в чистой совести, потому что Христос один, Евхаристия одна, крещение одно. Соответствующие документы и соглашения есть между католической и лютеранской Церковью. Люди не понимают, почему им нужно от дискриминации мучиться – где? – на литургии, где происходит самое главное: наш символический и жизненный акт нашего объединения с Богом, с ангелами, со святыми и между собой. Со святыми, с ушедшими близкими, с добрыми людьми. Почему нельзя причащаться? Получается, что в Церкви, если у супругов пороху на это хватает, то через их страдания Христос несет немощи, грехи и болезни Церкви. Церкви и человечества как такового.

На днях закончилась эпопея у З. – освобождение от уз предыдущего брака. Эпопея, длившаяся почти десять лет. Сейчас, благодаря новым положениям, дело достаточно быстро пошло. Но все равно, семья стигматизирована. Одно дело З. – энтузиаст, верный сын католической Церкви. Другое дело – его нынешняя супруга из православных, которая за годы жизни с З., конечно, как-то выросла в религиозном отношении и, по-видимому, в духовном. Но выросла на фоне признания этой стигматизации, запрета причащаться, исповедоваться – что это правильно, что это так и надо. Теперь я просто не знаю, как она будет ходить в католическую Церковь на общих основаниях, причащаться. Настолько в нее уже вбито, что она не такая, как остальные верующие. Поэтому обращаемся к Господу Богу нашему за помощью. Чтобы Он как следует нес, а мы на Него как следует переваливали. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website