Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

5 августа 2018 – Неделя 10-я по Пятидесятнице

Август 6, 2018

0Q8izcyxv_0

1 Кор 4, 9-16; Мф 17, 14-23

Вы видите, как апостол Павел описывает свою жизнь. Уже будучи известным человеком и проповедником, признанным другими апостолами, он пишет: «доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся…» и так далее. Описывает испытания, которые приходится претерпевать. Не только ради Христа, но и чтобы самому стать похожим на Христа.

Видно различие между Иисусом и апостолом Павлом, хотя апостол Павел и чудотворец, и такой человек – учитель. Но возникает впечатление, что апостол Павел добивается всего, упражняясь в святости и переламывая все время свою природу. У Иисуса такой необходимости нет. Иисус в Евангелиях изображен как человек, которому всё дано и так – как бы от природы. Иисус тридцатилетний рассуждает как мудрец и поступает как мудрец.

Если посмотрим на нынешних тридцатилетних людей, то они во многом еще как дети, не взрослые. Есть такие дети, которые перенесли в детстве или в подростковом возрасте какую-то тяжелую болезнь или опасную операцию. Пережили вместе с родителями реальную угрозу для жизни. Этим детям бывает тяжело со сверстниками, потому что сверстники еще дети, а они уже взрослые. У этих сверстников главный интерес, который они в интернете обсуждают, в сетях – это, например, фитнес. Какой фитнес полезнее, какие упражнения лучше делать и так далее. Это я просто к примеру.

Если такие незрелые люди, еще дети, ударяются в религиозность или, точнее, приходят к религиозности, то и религиозность у них оказывается еще незрелой. Они ищут от Бога какого-то немедленного эффекта, немедленного ответа на молитву. Апостол Павел был такой же. Он перед обращением был горячо верующим иудеем, боролся с иудейскими еретиками, гонял христиан, ездил энергично из города в город, преследовал их. А потом – момент обращения, когда его как следует стукнуло, и он ощутил, что ничего не может со своей премудростью. На самом деле он не понимает ничего, и не может ничего, и молиться как следует не умеет. Началось его движение по другому пути. Или, я бы иначе сказал, что Павел начал взрослеть.

Про молодость Иисуса мы не знаем ничего, но предполагаем, что, во-первых, семья была бедная, судя по тому, что приходилось заниматься плотницким делом. Бедная, значит, терпела лишения. В бедных семьях люди взрослеют быстро, потому что каких-то приятных жизненных альтернатив, и безбедных, и сытых перед ними нет. Перед ними перспектива тяжелого труда, когда нужно содержать семью, если она есть. В этих трудностях, я повторяю, надо все время себя переламывать. Как сам Иисус себя ассоциировал со страдающим отроком Господним, который изображен в книге пророка Исаии. Этот отрок у Исаии назван «муж скорбей и изведавший болезни» (Ис 53, 3). В Евангелиях Иисус болезненностью не отличается, но эти переживания испытаний Он к себе вполне применяет.

Сейчас в развитых странах, да, в общем, и в России тоже, сорок – сорок пять лет, что это за возраст бывает? В 17-18 лет человеку кажется, что он выбрал себе профессию, пошел учиться. Учится с большим или меньшим успехом. Потом ему кажется, что он нашел любовь, начинается попытка жить вместе с партнером. Поскольку оба инфантильные, эта жизнь довольно мучительна. Потому что принимать другого человека, нести ответственность за другого человека не умеют, разбегаются через какое-то время. Тем временем заканчивается учеба, человек высшее образование получил, начинает работать, видит, что в производственном коллективе приспособиться не может или трудно ему. Меняет профессию, опять учится, доучивается. То есть, такой своеобразный бывает путь испытаний. И только годам к сорока гонору у человека убавляется, он начинает верить, что действительно я не могу ничего, Бог может всё. Если я с Богом, тогда потихоньку-потихоньку у меня будет получаться брать ответственность за себя, за других людей, работать, семью создавать. Годам к 45 про такого человека мы можем сказать, что он взрослый.

Такая же вещь со священниками в Церкви. Не зря наш нынешний Папа Франциск несколько раз и говорил и писал, что священник должен пахнуть своими овцами, как пастух, пахнуть прихожанами. А священник, который после школы пошел в семинарию, поучился Катехизису, кадилом махать и прочее, после окончания семинарии он пахнет только семинарией. Людей он еще не знает и не понимает. Если во время учебы он не тратил впустую время, он начинает как-то понимать себя и семинаристов, с которыми живет бок о бок. Это очень важно. Через это можно начать понимать этих мирян, у которых для семинариста другая жизнь. Работа в профессии, в производственном коллективе, материальная забота о семье. Целибатные священники этого не знают. Этих людей надо научиться понимать.

Конечно, исключительно важно по событиям внутренней жизни, по переживаниям, по чувствам разбираться, как Бог действует в душе, как дьявол пытается нападать, обманывать. Как я стараюсь не поддаваться и обретаю опыт того, как Бог помогает в борьбе с дьяволом. Если я умею это переносить на внутреннюю жизнь других людей, это очень хорошо. Казалось бы, от священника что еще нужно – помогать другим людям следовать за Богом и побеждать дьявола. Но не так всё просто, потому что у людей, как правило, очень слабое представление о внутренней жизни.

Они, даже катехизированные, умеют говорить только о поступках. Вот я согрешил, украл или прелюбодействовал, и тому подобное. Но у нормального человека жизнь так не строится, на таких вот грехах. У нормального хорошего человека жизнь построена на добрых поступках, которые, как правило, по внешности добрые, но некоторые из них внутри имеют какую-то червоточину, связанную с эгоизмом, гордостью, страхом. А человек этого не ощущает, не умеет об этом рассказывать. Не умеет обращать на это внимание. Он рассказывает о том, что начальник на работе, гадина такая, наорал на меня, а я ничего такого не сделал, и тому подобное. Чтобы разобраться, а что же там действительно было, в чем вина начальника или этого человека, священнику неплохо бы иметь собственный опыт работы на фирме или на каком-то производстве. Чтобы он понимал, как это бывает.
Это проблема на самом деле. Проблема того, что в Церкви встречается с обеих сторон – и со стороны мирян, и со стороны духовенства – люди по внешности взрослые, а по сути незрелые. Это как бы знак нашего времени. Если Бог это дает, значит, Он дает возможность позднего взросления человеку для чего-то хорошего. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website