Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 сентября 2018 – Неделя 14-я по Пятидесятнице, Пророка Самуила

Сентябрь 15, 2018

216_3

1Цар 8, 1; 3-22; Мф 22, 1-14

Очень насыщенная содержанием сегодня литургия Слова. Тема Царства. В одном случае земного Царства, в другом – небесного Царства. В одном случае текст почти исторический, в другом Иисус рассказывает притчу. Можно об этом поговорить. После Моисея в Израиле была попытка ввести чистую стопроцентную теократию, чтобы правителем был Бог, и были некоторые уполномоченные лица из народа, которые бы проверяли, живут ли люди по заповедям Божьим. То есть, это судьи. Стало видно, что с судьями не получилось, наверное, через пару поколений. Не только потому, что начались нормальные процессы коррупции и развращенности властью. Даже не развращенности властью, а эти люди, судьи, присваивали себе власть Бога и судили по-своему, в своих интересах. Это с одной стороны.

С другой стороны, у народа всегда амбивалентное отношение к власти. Он хочет и возложить на власть всю ответственность, и любить ее как отца родного. А с другой стороны, постоянно есть протесты и ворчание на власть, на принуждение со стороны власти, на необходимость идти на какие-то жертвы. То есть, тут обе стороны оказались не безгрешными. Попросили царя, чтобы было как у окружающих народов. Окружающие народы, как мы знаем из истории, были более процветающими. У филистимлян была более развитая цивилизация, чем у евреев, а о больших странах, о Египте и Вавилоне, уж и говорить нечего. Народ решил – будет царь, тогда будем и мы процветать.

Здесь в тексте приводится диалог между пророком Самуилом и Богом. Историчность этого диалога, конечно, под большим вопросом, но суть понятна. Что со стороны Бога Самуилу слышится и раздражение, и недовольство народом, и понимание. Самуил понимает, что отвергнув судей, народ отверг не их, а отверг Бога. Пересказывает народу, что такое институт царства практически, чем это царство грозит им. Расходами, как бы мы сейчас сказали, на администрацию, расходами и материальными, и лучших юношей и девушек царь будет забирать, и земли. Это всё будет еще помножено на произвол царя, который присваивает себе абсолютное. Но народ такой – если он кричит «давай нам царя», это тоже самое, что крик «распни Его, распни». Не сделаешь ничего, пока люди не успокоятся. Самуил помазал в цари Саула, потом Давида.

В Евангелии история совсем другая. Тут такой царь, у которого как бы есть формальная власть, но нет авторитета. Написано, как царь готовится к бракосочетанию, устраивает праздник. А что такое бракосочетание царя? Это значит, появится наследник, в руке которого будет судьба народа. Для народа это крайне важное событие. Тем более, что по сути своей бракосочетание – это праздник любви, по сути дела. Любовь Бога к царю – она же любовь Бога к супружескому союзу царя и к потомству. Через этот механизм царской власти Бог изливает на народ свою любовь и защиту. Так по идее, по устройству.

А народу в притче на это плевать. Этот царь им не интересен, и собственная судьба им, по сути дела, неинтересна. Он приглашает их на брачный пир, а у каждого находятся какие-то дела. Индивидуализм. На себя как на народ, как на солидарную общность, они не смотрят. Царь сердится, но говорит – тогда выходите за пределы городской стены, на дороги, по которым какие-то незнакомые люди путешествуют, и приглашайте их.

Пригласили, а дальше царь как бы уже проявляет норов. В каком отношении? Я тебя пригласил, ты можешь приходить, можешь не приходить – это твое дело. Но если уж ты пришел, приходи как на праздник в брачной одежде. Если ты пришел просто пожрать и попить, это не то. Тебе будет плохо. Понимай, что происходит, и уважай.
Иисус называет это притчей о Царстве. Понятно, что тут показано Его разочарование народом израильским, который Его не принимает как Мессию. Одновременно в этой притче мы видим такую, я бы сказал, антропологическую открытость. Эта притча говорит о том, что Царство Божие – это такая реальность, которая существует для всех людей. Всех людей туда зовут. Тем, кто Царством Божьим пренебрегает или не уважает его, будет плохо. Плач и скрежет зубов, тьма внешняя. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Эжен Бернар, Притча о брачном пире

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website