Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

4 ноября 2018 – Казанская икона Божией Матери

Ноябрь 4, 2018

putin_papa_560

Еф 2, 4-10; Лк 16, 19-31

История, которая как бы выводит нас на грань бытия – что с нами будет в конце концов. Размышления об этом в повседневной жизни обычно не получаются, потому что есть заботы, переживания сиюминутные или обращенные в ближайшее будущее. А в этой притче поднимается главный вопрос – что с нами будет, что будет с теми, кто близок нам. Лоно Авраамово – это для иудеев очень важный образ. Буквально по-еврейски это не «лоно», это к гениталиям, к источнику других жизней. Источнику, из которого появились другие поколения. Идет речь о корнях. Какие у нас корни. Мама с папой, бабушка с дедушкой. Не знаю, настолько ли они для нас были любящими и достойными людьми, что мы смогли Бога воспринять для себя через них – через их пример.

Мы говорим – «братья и сестры» – а на самом деле законы математики такие, что через 500-1000 лет все люди на земле генетически оказываются братьями и сестрами: двоюродными, троюродными… Действительно, братья и сестры. И ответственность несем родственную за других людей. Жизнь человека, которому такая братская и сестринская ответственность чужда, это, в общем, ад и есть. Богач заботится о своих родных в притче. Это уже в какой-то мере начало обращения. Человеку очень плохо, но он оказался способен в этот момент думать не о себе, а о родных. Это уже дорогого стоит.

Сегодня праздник иконы Казанской Божией Матери. Там история драматическая, как вы знаете. Это икона по преданию была найдена перед польским нашествием. Нашествие – его сильно драматизируют. На деле это был исторический момент, когда всей Европе угрожала одна сила, это агрессивная Турецкая империя с юга. Русское государство в это время было очень сильно ослаблено, Смутное время, разные претенденты на власть, разные группировки борются. Польский король для того, чтобы эта территория не попала туркам, начал военную кампанию за контроль над территорией тогдашней Руси.

Какие-то детали я сейчас не помню или просто непонятно, насколько они справедливы, потому что в православной историографии, которая родилась уже в XIX веке, в патриотические времена, это было представлено как борьба против католиков, поляков, которые наступали на Россию, разрушая православные святыни. Это их целью было – разрушить православные святыни.

Но интересно, что после революции во времена гражданской войны или позже, когда эти святыни уничтожались уже внутри самой России, удалось эту Казанскую икону вывезти, и она нашла прибежище в Ватикане. Много лет она там хранилась, ожидая времени, когда можно будет ее вернуть. И это время наступило в 1990-м году. Папа Иоанн Павел II – поляк, человек, у которого была большая любовь и к России, и к русской культуре, много раз пытался приехать в Россию. Много раз договаривались с Патриархией, каждый раз Патриархия отменяла эти договоренности со страху. Последняя попытка у Иоанна Павла II была, когда он уже был старенький, достаточно больной, но они придумали поездку в Монголию – навестить католиков Монголии, а их всего там один приход, по-моему, сорок человек. Это был предлог, чтобы пролететь через Казань и в Казани вернуть эту икону. Понятно, что Патриархия этот проект зарубила тоже, и вот уже позднее, я уже не помню, при каких обстоятельствах, и каким представителем Ватикана эта икона была в конечном счете возвращена.
Такая вот история, из которой я никакой морали сделать не могу, просто не в состоянии. Просто вот так жизнь проходит. Может быть, единственная мораль – та, что всё же любовь Божья находит пути для осуществления в сердцах людей – в отношениях таких крупных объединений, как Церкви, государства. Когда мы смотрим на политические, исторические события, где нам журналисты и политологи пытаются подсунуть самую дрянь в отношениях, нужно смотреть не на это, а на вещи, о которых они предпочитают умалчивать. О стремлении к братству человеческому. Аминь.

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website