Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

16 декабря 2018 – Неделя 29-я по Пятидесятнице

Декабрь 16, 2018

287_Rio2013-1

Тим 1, 15 – 17; Лк 18, 18-27

Богатый юноша – непреходящая тема для размышления. Всем он был хорош, и ученики Иисуса с уважением и, может быть, даже с завистью на него смотрели. Это человек, которому Бог дал праведное богатство. Дал богатство по его нравственным качествам. Это богатство ему должно идти во благо в отличие от неправедных богачей, которым оно во зло, по продвинутым фарисейским взглядам.

Почему Иисус все-таки говорит ему: «Раздай всё нищим»? По-видимому, потому что у богатого юноши есть внутренняя гарантия того, что он может жить как добрый человек. Эта гарантия – именно его богатство. И сегодня, и завтра, и послезавтра он может давать милостыню, осуществлять благодеяния и быть в хорошем, спокойном, добром расположении духа, потому что не нужно быть одержимым заботой о том, как завтра найти себе пищу, найти одежду, кров и так далее. Это позиция: Бог мне дает, и я Богу отплачиваю за то, что Он дает – через людей, делая добро людям. По-видимому, вокруг Иисуса было много людей, для которых даже такая позиция была высшим пилотажем, недостижимым.

Но тут штука в том, что молодой человек просит у Иисуса жизнь вечную. А жизнь вечная не ассоциируется с земным покоем. Небесный покой совсем не такой, как земной покой. Покой земной в богословии называется словом «лень». Лень – это состояние человека, находящегося в таком покое, когда всё идет как заведено, и человек доволен. Или, может быть, недоволен, но ничего не делает, чтобы поменять происходящее. Иисус оказывается перед задачей, как этого юношу выбить из состояния духовной лени. Ввести в положение, когда можно надеяться только на Бога, и больше ни на что. Это положение той бедной женщины в Евангелии, бедной пожилой вдовы, которая кладет в храмовую сокровищницу две лепты, зная, что у нее нет больше ничего. Могла бы поесть на эти деньги (ср. Мк 12, 42-44; Лк 21, 1-4).

Проблема юноши не просто в том, что ему есть, что терять, а как в одном из посланий в Новом Завете сказано: имеющие будьте как не имеющие, и приобретающие как не приобретающие (ср. 1 Кор 7, 29-31). Для того, чтобы по-Божески жить и быть открытыми к вечной жизни, нужно, прежде всего, отрефлексировать, осознать все богатства, которые на самом деле у нас есть. Это простые вещи. Повседневный комфорт, минимальное здоровье, возможность пойти к врачу, если что-то плохо, возможность оплатить квартиру, парикмахера, какие-то простые услуги. Возможность выйти в интернет. Возможность поговорить с людьми, посмотреть на людей. Некая стабильность. Неважно, довольны или не очень. Но очень много этих вещей, и когда человек это всё обдумает, есть возможность представить себя лишенным этого всего, голым. А дальше, сохраняя сознание этой обнаженности и беспомощности и нищеты перед лицом Бога, начать пользоваться всеми этими вещами так, как будто они не мои. Как будто мне их дали на время поносить, но у меня нет никаких оснований претендовать, что это всецело мои вещи. Это такое изменение сознания, которого Бог через Иисуса просит от человека. В библейской терминологии это формулируется как «не прилепляться сердцем» к вещам этого мира. Это состояние борьбы. Монахи, казалось бы, что они делают? Сидят у себя в монастыре, молятся. А они на самом деле находятся в состоянии постоянной борьбы за внутреннюю свободу.

Богатый юноша после предложения Иисуса отошел с печалью – понятно, что с бухты-барахты такого предложения не примешь. И печаль свидетельствует, скорее, о здравомыслии юноши, о том, что он несклонен к легкомысленным поступкам под влиянием порыва. Но это уже мои гипотезы, может быть, и по-другому всё было. Но может быть, что, обдумав слова Иисуса и осознав их правомерность, этот молодой человек послушал совета и, по сути дела, начал жизнь сначала. Бог милостив на самом деле. Богу не нужно, чтобы человек был нищим. Богу нужно, чтобы человек был спасен, был святым. Я не исключаю гипотетически, что, когда этот молодой человек с решимостью начал избавляться от своего богатства, Бог дал какие-то знаки, показывающие, что физическое избавление не нужно, что достаточно того, что этот юноша уже стал другим человеком перед Богом. Он может физически оставаться богатым, но внутренне иметь сознание нищего человека, которому не на что в жизни опереться, кроме как на милосердие Бога. Как-то так. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website