Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

13 февраля 2022 г., воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее

Февраль 13, 2022
The Parable of The Pharisee and The Tax Collector Luke 18

2 Тим 3,10-15; Лк 18,10-14

Интересно было бы эту притчу продолжить дальше. Как этот мытарь приходит домой весь оправданный и тут у него включается отрицание, мысли «ну жить-то на что-то надо, работа у меня такая, может быть, не всем нравится, но почетная по сути дела», и так далее… И отправляется дальше мытарить. До следующего, может быть, посещения храма. С этой защитой отрицания, когда я пастырской деятельностью заниматься начал, меня поражало, что человеку говоришь что-то, объясняешь, он вроде понял, согласился. На следующий раз он приходит с тем же вопросом, и такое впечатление, что он не слышал ничего. Отрицание у него смыло всё, что я ему говорил и с чем он соглашался. И так из раза в раз.

Я помню, когда готовился к священству, мне попалось пособие по подготовке священников, и там был тест, чтобы понять, годен человек или нет. Одна из позиций была, что священник должен быть способен работать без видимого результата. Поскольку я вообще по природе человек нетерпеливый, мне это давалось и дается всегда с трудом. Когда я объяснил и вроде человек понял, то возникает ощущение, что ситуация под контролем, успокоиться можно.
Фарисей у меня, конечно, вызывает симпатию своей как бы человеческой надежностью. У него есть позиции, которым он следует, и он это делает. Что у него в это время творится на душе, на сердце? Может быть, он дает милостыню и одновременно этого человека презирает в душе. Но милостыню он дает. Думаю, поэтому в конце этой притчи такая формулировка, что один пошел домой более оправданным, чем другой. Не оправданным пред Богом полностью, а «более». Один более, другой менее. Нет в мире совершенства…

Вчера было собрание по Зуму византийских священников и сестер по теме успехов в прохождении приходами синодального пути, который я для удобства называю «синусоидальный путь». Как всегда, со стороны это было величественное зрелище. Не думаю, что нарушу конфиденциальность этой встречи двумя штрихами. Отец Сергей со свойственным ему глубоким трагизмом говорил об антропологической катастрофе в России, и что вся эта религиозная дребедень на этом фоне мало смысла имеет. И тут же одна сибирская сестра с радостью поведала, как к ним приходят бабушки, которые ничего не знают, и они учат этих бабушек молитве «Отче наш», и как одну из бабушек она научила совершать крестное знамение, и как бабушка была счастлива.

Конечно, интересно, что в этой картине мытаря не видно было, ни в одном персонаже. Может быть, единственно, в Папе Франциске, который мается от того, что католическая Церковь разваливается, и как-то надо достучаться до людей, и не очень получается.

В субботу я как обычно в Людовике говорил проповедь на утренней мессе. Там история, как после смерти Соломона, при котором было более или менее какое-то единство страны, опять развалилось государство на части, возник харизматичный лидер Иеровоам, такой, авторитарный (3 Цар (1 Reg) 12, 26-32; 13, 33-34). Под его авторитетом оказалась часть областей и колен, и он думал, как их консолидировать, потому что ковчег и храм, хозяйство для богослужения остались в Иерусалиме у царя Ровоама. И этот его оппонент думал, ну как же, побежит опять народ в Иерусалим, на праздники, рейтинг мой упадет, развалится вся моя власть. Задумываться особенно не стал, а опять воссоздал культ Ваалов и все их праздники совместил с иудейскими храмовыми праздниками, чтобы у народа не возникало желания перебегать. Священнописатель это очень критикует: Ваалы, высоты, капища, всё это…, и он намекает, что из-за этого Израильское северное царство исчезло в конце концов, разрушено было. Но буквально перевернуть страницу в Библии в книге Царств, и там написано, что делалось в Иерусалиме и на территории, находящейся под законной властью. Пишет, что точно такое же было поклонение Ваалам, высоты, капища и всё такое. За что боролись, на то и напоролись. И вы, друзья, как ни садитесь – лидеры эти харизматические…

Как ни делится общество, государства, империи, есть культ Ваалов как культ плодородия, это такой сидящий в нас биологический культ. Культ биологической силы. Здоровья, сексуальной силы, плодовитости, власти, всего, что в европейской культуре предлагает нынешний культ здорового образа жизни. Плюс еще всякие бонусы… А духовное благо, духовная сила – это другая вещь. Я все время сталкиваюсь с тем, что борьба за выживание, за справедливость в мире бывает проявлением отнюдь не духовной силы, а этой биологической силы Ваалов. Сейчас это всё разворачивается на наших глазах в событиях мировой политики, как лестница Иакова, по которой ангелы бегали вверх-вниз, так европейские лидеры сейчас бегают к президенту России и обратно. Я пытаюсь во всем этом разглядеть борьбу духа Божия с отсутствием такового, и не получается. Надеюсь, что все же когда-то в этом всем ясно проглянет фигура мытаря из притчи, устойчивого, не одноразового, которого через пять минут отрицание настигает, а последовательного мытаря…, посмотрим. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Ребекка Броган, Притча о мытаре и фарисее

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website