Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

28 августа 2022 г., воскресенье — Успение Пресвятой Богородицы

Август 28, 2022

Флп 2:5–11; Лк 10:38–42; 11:27–28

У меня сейчас в голове как-то перещелкнуло, и последние фразы из этого Евангелия напомнили мне двойную заповедь Иисуса. Люби Бога всем сердцем и люби ближнего, как самого себя. Заповедь, в которой глагол «любить» один и тот же. А тут женщина говорит Иисусу: «Блаженно чрево, носившее Тебя», как бы биологический процесс. А Он говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Всё это вместе собрано в этом отрывке. Когда мы говорим «преображение мира», «преображение Иисуса Христа» в Евангелиях, как раз и имеем в виду такую вещь, когда биологическое и психологическое соединяется со священным. С духом Божиим, который вечен.

Богородица – я иногда Ее чувствую, иногда нет. Но когда чувствую, то понимаю, что в монашеской жизни, когда монахи ведут такую жизнь, то сознательно воздерживаются не только от интимных связей, но и эмоциональных. От чересчур плотных эмоциональных связей, дабы не навредить. А потребность-то есть. Медитация о Богородице и через эту медитацию какое-то соединение с Ней, вхождение – мы говорим уже так походя: «войти в общение» с Богом, с Христом, с Богородицей, это у нас всё обычное дело. А подразумевается в виду такая связь, которая действительно лежит в основе эмоциональной связи любви, но которая не обманывает. Недаром в православной, не знаю, традиции или фольклоре есть такое мнение, что видения Христа бывают часто обманчивые, а видения Богородицы – нет. Нет так нет, определенные основания в таком мнении есть.

Про Успение я не знаю, что сказать. В листочке всё научно написано. Но про Успение я знаю только, что несмотря на то, что жизнь этой первой Церкви, первых христианских общин в какой-то мере документирована, и известно, где кто похоронен – про Богородицу мы не знаем просто место, где Она похоронена. Версии могут быть разные, что специально ученики спрятали Ее захоронение, из-за гонений, для того, чтобы защитить от вмешательства иудеев. Не знаем. Но это предание, которое есть, о том, что Бог Ее просто забрал, вот Она уснула и исчезла – красивое такое. Красивое, не просто красивое, оно как-то помогает нашим представлениям о месте Марии сейчас, о славе Божией, про которую мы не знаем, что это такое, но это не жизнь астрального тела, которое после смерти выходит из физического тела. У астрального тела тоже дальнейшая судьба есть, и то, что оказывается в Славе Божией, это уже другое. Это такая основа личности, про которую мы не понимаем. Чересчур близкая к Богу. В повседневности далекая от нас.

Вчера праздновали в латинской Церкви святую Монику, мать Августина. Я думал о том, что у нее семья была сложная, смешанный брак с язычником, и этот мальчик Августин был сложным, судя по всему. Видно, что она не давила: «Иди на воскресную мессу, иди в костел, иди в храм, иначе не спасешься», и так далее. А видно, что доверие у нее было, доверие, как я предполагаю, основанное на духовной близости с ребенком, которая в детстве проявляется часто сильно, потом, у подростка и взрослого эта близость уменьшается за счет автономности. Незадолго до смерти Моники, когда Августин крестился, он в исповеди описывает, как они гуляли с ней по саду, разговаривали о Боге, о жизни души, это для них обоих было наслаждением от того, что они как бы встретились в вечности и переживают это вместе (я сейчас своими словами говорю). Это я к тому, что, когда духовное единство есть, оно держится в основном на доверии матери к Богу. Из этого доверия берется ее безусловное доверие к ребенку. Понятно, что многие факторы потом могут вмешиваться, иногда это всё дает огромный плод, иногда нет, но, когда я думаю о Богородице, суть Ее материнства и в отношении Иисуса, и в отношении нас как просто людей, она вот такая. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Александр Кабанель, Святая Моника (фрагмент), 1845

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website