Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

24 января 2023 г., вторник. Седмица 33-я по Пятидесятнице

Январь 24, 2023

Снимок экрана 2023-02-21 в 12.34.09

Иак 3, 1-10; Мф 4, 12-17

Первое – это то, что Иисус после Крещения в Иордане поселился в Капернауме, а не вернулся к себе домой в Назарет. Тут две причины: одна – это то, что, по-видимому, когда Он крутился возле Иоанна Крестителя, он познакомился с молодыми рыбаками из Капернаума, которые промышляли в Галилейском озере, и поскольку у Иисуса контакт с ними завязался, Он и решил пожить у них, в Капернауме. А второй момент, я не исключаю, что, может быть, Он и пытался вернуться в Назарет, но проповедь у Него там не получалась. То есть, после Крещения в Иордане Иоанном Крестителем и периода в пустыне, когда Иисус осознавал происшедшее, в каком-то отношении Он стал другим человеком, и начал говорить вещи, которые Его родственники вытерпеть не могли.

Прежде всего, я думаю, не только в словах Иисуса, но во всем Его поведении, начала ощущаться миссия. Миссия Христа, Мессии. Более того, Христа, понимаемого не просто как иудейского царя помазанника. То есть, когда Иисус называл себя Сыном Божьим, понятно было, что Он говорит о себе не как все люди, а имея в виду уникальную связь с Богом как Отцом. В Евангелиях показано, как они старались как-то защитить, может быть, Иисуса самого. Когда Он в каком-то городе в синагоге начинал проповедовать, они приходили и говорили «не слушайте, Он вышел из себя», то есть, в экстазе находится, сумасшедший. В Евангелиях эти сцены описаны. И потом мы читаем, как Иисус неоднократно повторяет, что враги человеку – домашние его. Его это сильно задевало, кажется. О мотивах родственников поговорить имеет смысл, потому что вещи, которые Иисус про себя говорил – это вещи были опасные, попахивающие богохульством, как бы Он ставил себя на один уровень с Богом. Тот иудаизм, который в то время был, сформировался, когда иудеи столько сил положили за утверждение у себя абсолютного монотеизма, чтобы никаких Ваалов и прочего…. И вот такое прямое нарушение монотеизма было чревато серьезными последствиями для Иисуса.

С другой стороны, поскольку в стране господствовала религиозная идеология, родственники могли пострадать тоже, серьезно пострадать. Люди они, по-видимому, были небогатые, всё было достигнуто трудом, тяжелым, многолетним, и потерять это всё, оказаться без перспектив, как нищие, из-за каких-то странных бредней их родственника Иисуса… Он всегда, по-видимому, был странноватым мальчиком, но одновременно добрым, хорошим, послушным, работящим, а сейчас у Него в голове что-то перещелкнуло, и из-за этого мы должны расставаться с жизнью, которую выстрадали и заработали. Понятно, да…

Повторяю, что эта тема «враги человеку домашние его», она у Иисуса звучит не один раз – оставит человек отца и мать, и так далее. Кто не оставит, тот не может за Мною следовать. В другом месте – кто не возненавидит отца и матери, и самой жизни своей не может быть Моим учеником. Сейчас мы эти вещи в такой, может быть, упрощенной психологизированной манере называем созависимостью. А для Иисуса это вещи были прямо несовместимые со спасением, с движением к Богу. Эта эмоциональная вовлеченность и контроль, особенно контроль родителей по отношению к детям, Иисус об этом неоднократно говорит как о крайне опасной вещи. Контролировать благополучие ребенка ради его блага, на самом деле ради своего блага. Столько сил в ребенка вложили, тратили, в семье отношения не очень, ребенок как связь между родителями, все это вместе накапливается. И оканчивается тем, что ребенок, как Иисус ушел из Назарета к друзьям, понимающим Его, в Капернаум, так ребенок из семьи либо к друзьям уходит, либо быстренько женится или выскакивает замуж за первого попавшегося, и так далее.

Забота о благополучии, о нажитом хозяйстве, об имуществе – надо вспомнить, что после описываемых в Евангелии событий прошло 15-20 лет, и от израильской государственности не осталось ничего, и от благополучия, от имущества этих людей не осталось ничего, всё разлетелось в клочья. За что боролись – на то и напоролись. Такая штука….

Это все при том, что в отличие от Иоанна Крестителя, который был зловещий пророк, говорящий – что вы пробуете от Божьего гнева бежать, всё равно будете уничтожены – Иисус говорит совсем не так. Мы читаем здесь, что первая часть его проповеди как у Иоанна Крестителя: покайтесь, без этого не получится ничего, а вторая – радостная, с радостностью, превышающей любые ожидания, это весть о Царстве Небесном, которое уже тут, и можно жить согласно Царству, и согласно его законам, не обращать внимания на всё старое. Мы видим, что до человека в состоянии греха и слабости всё это доходит плохо. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Христос с семьей благотворителя, неизвестный художник, ок. 1582

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website