Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

19 февраля 2023 г., воскресенье — Неделя о Страшном суде

Февраль 19, 2023

 

350px-Michelangelo,_Giudizio_Universale_31

1 Кор 8, 8 – 9, 2; Мф 25, 31-46

Эти притчи Иисуса, если брать каждую из них изолированно и вцепляться в нее и размахивать ей как молотком, это неправильно, греховно и глупо. История о служении жаждущим и прочим, ее, по крайней мере, нужно соединять со словами Иисуса о том, что если вы даете милостыню свою тем, от кого ожидаете что-то получить взамен, это не то. Сейчас я слушал наши истории – действительно, там жалость к себе есть везде и обиды на обманутые ожидания от тех, от кого мы ожидаем чего-то важного для себя. От своих родителей, от супругов, от детей. Некий парадокс заключается в том, что мы, греховные люди, вступаем в общение с греховными же людьми. То есть, человек добрый изначально, но слабый с искаженной природой и поэтому больше подверженный злому.

Когда мы вступаем в общение с таким ближним, надо понимать и готовиться, что мы встречаемся сейчас не просто с человеком, но и с дьяволом, который пытается наши слабости и немощи, искаженность нашей природы использовать. Эта история, которую ты, М., рассказала, очень показательна, потому что у Д. этот ответ готов был еще до того, как он задал тебе этот вопрос. Это провокация просто, на которую ты поймалась в ожидании задушевного разговора, который может пойти Д. на пользу.

Точно так же с престарелыми родителями – по мере того, как они дряхлеют и болеют, портится характер, естественно, в какой-то мере. Общение уже превращается в тяжелый труд. И настраиваться надо именно как на тяжелый труд, за которым есть связь любви и желания беречь друг друга, и такие искорки утешения, которые не часто просматриваются. Хотя просматриваются. И жизнь, и Бог нас учат быть чувствительными именно к этим искоркам. Не поддаваться на них в желании принять какой-то момент взаимопонимания, принять его как что-то, за что теперь можно держаться в жизни какое-то время. Нет, трезвость в том, чтобы все время иметь в виду эту любовь, но не обманываться эмоционально на внешние проявления отсутствия ее, присутствия ее. Голова для этого дана.

А., ты много рассказываешь о семье. Видно, что ты реагируешь как на несправедливость на то, что ты являешься добытчиком в семье, и тратишь на это время и силы, как тебе представляется больше всех, и это несправедливо. Но если это несправедливо, значит, это тема, которую можно и нужно проговаривать в семье. Если же ты понимаешь, что твоя жена человек со скромными психическими и физическими ресурсами и просто не может работать много, тогда другое дело. Решай, готов ли ты брать на себя крест кормильца семьи. Точнее, готов, но при условии получения чего взамен? Понимания, единомыслия, поддержки эмоциональной, всяческой… Если это есть, тогда ты, как и все мы, готовы беззаветно трудиться и себя не жалеть, не беречь. Но жизнь-то по-другому устроена. Нам приходится это делать, когда наши ожидания не оправдываются. Это не укладывается в притчу, которую мы сегодня читали. Это укладывается в совокупность притч Иисуса о взаимодействии с ближними. Скорее, нужно Нагорную проповедь всю взять…

В. в очередной раз жаловался на интриги на работе. Поскольку у него это регулярные жалобы, тут я не вижу необходимости соблюдать конфиденциальность, и я ему просто написал примерно так: «посмотри на себя, ты претендуешь на то, чтобы с тобой обращались как с первоклассным специалистом, а кто ты есть? Немолодой уже гипертоник с нарушением концентрации внимания, из-за которого ты все время влетаешь в какие-то аварии и постоянно что-то забываешь, не говоря уже о проблемах созависимости». Понятное дело, больше он уже мне не писал ничего. Потому что эта правда о себе неудобна.

Сейчас мы подходим к Великому посту, Великий пост это как раз такое время, когда Церковь специально дает нам возможность, пространство и темы, чтобы на себя посмотреть более или менее объективно. С этими ожиданиями мы попадаем в ловушку, из которой выхода просто не видно. С., ты, с одной стороны, боишься психического истощения, которое идет за физическим истощением, и одновременно ты считаешь, что тебе необходимо исполнить все запросы больной мамы. Загладить все ее ошибки, ляпсусы, которые она сейчас делает. Из этих двух противоречивых требований выхода нет. Если ты не настроена на поиск компромисса, выхода нет. Я все время говорю, что Бог любит троечников. Троечник – это человек, который делает то, что необходимо, но не ожидает ни больших успехов от себя, ни высокой оценки со стороны. Отличники Богу противны.  Бог отличникам противится, а троечникам дает благодать…

Про себя я уж не говорю. Великий пастырь, инженер человеческих душ и христианский писатель, по три часа в день раскладывающий пасьянсы на компьютере, поскольку сил ни на что нет. Больше Бог не дал. Что же мне теперь – для меня высказывания Швейка, они как важные афоризмы, хоть они не сильно изящные – «что же мне теперь, кровью блевать?» Примерно так вот и есть…

Последняя фраза, что Бог и любовь Божия – это всё через немощь действует. Через немощь, через испорченность, через нелады всяческие. Через обманутые ожидания. Надо смотреть, на чувства свои и чувства других очень внимательно. Внимательно, чтобы ненароком не оказаться увлеченным их потоком. Богу это не нужно. Разум Он нам для этого и дал. Я уже повторяюсь. Аминь.

 

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website