Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 апреля 2023 — Вход Господень в Иерусалим

Апрель 2, 2023

Снимок экрана 2023-04-04 в 18.32.33

Флп 4, 4-9; Ин 12, 1-18

Евангелие от Иоанна так интересно построено, что там практически в каждой главе можно разглядеть всё Евангелие целиком и пасхальную тайну. Первая часть Евангелия от Иоанна завершается этими эпизодами, чудом воскрешения Лазаря. В предыдущих главах чудеса Иисуса идут по нарастающей: разговор с самарянкой, исцеление в Иерусалимской купальне, исцеление слепорожденного. Напряжение этой драмы последовательно возрастает. Кульминация чудес, предшествующих Страстям, это история с Лазарем и его семьей. Евангелист так построил эту историю, что видно, что воскрешение Лазаря предшествует воскресению самого Иисуса, о котором он говорит, и главное, общему воскресению. Воскресению всех людей в последний день. Сестры Лазаря исповедуют эту веру, и именно на ней и осуществляется воскрешение Лазаря. Осуществляется это чудо на этой вере как на основном, может быть, условии.

Другая вещь – как Иоанн здесь пишет, воскрешение Лазаря оказывается последней каплей, переполнившей терпение иудейского церковного официоза. Интересно по композиции мне посмотреть, что было перед этим – перед Лазарем, допустим, чудо умножения хлебов, когда люди хотели Иисуса сделать царем, и Он просто позорно от них убежал. После этого сам Иисус говорит, мол, вы пытаетесь меня венчать на царство не потому, что Бог вам интересен или Я вам интересен, а потому, что вы наелись. Кто-то еще и подлечился в исцелениях, но основная масса наелась. Иисус как личность им неинтересен, важна его функция.

Такая же вещь после воскрешения Лазаря, когда собираются фарисеи и священники и говорят – да, Он так много чудес делает, но не это главное. Главное, что народ дикий, сейчас волнение поднимется, римляне придут, подавят это всё жестоко, нам тоже не поздоровится, а мы ведь только-только наладили отношения с оккупационной властью, они не лезут в наши дела, оставили нам религиозное самоуправление, у нас есть неплохие доходы для священнической верхушки, и дома, и семьи надо кормить…  Благосостояние и наша стабильность и стабильность жизни народа – всё может полететь в тартарары из-за этого типа. Опять как человек Иисус им не интересен, а интересен как функция, вредная. Если в предыдущем эпизоде с умножением хлебов на Иисуса смотрели как на полезную функцию, то тут как на вредную. И только посредине, в эпизоде с воскрешением Лазаря мы видим людей, которые любят друг друга и которые интересны друг другу: Лазарь, Марфа, Мария, ученики. Совсем другая компания, совсем другая атмосфера. У веры в Иисуса, у спасающей веры ноги растут именно из этой атмосферы. Аминь.

 

Священник Сергей Николенко

Изображение: Ян Вермеер, Христос в доме Марфы и Марии, 1652 (фрагмент)

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website