Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

15 августа 2023, вторник — Успение Пресвятой Девы Марии

Август 16, 2023

 

barth2

Откр 11, 19a; 12, 1. 3-6a. 10ab; 1 Кор 15, 20-26; Лк 1, 39-56

Этот фрагмент из Откровения Иоанна устроен как сон, где перемешано всё. Действие начинается на небе. Женщина, облеченная в солнце, вокруг которой полнота небесного мира. Солнце, луна и звезды. Для иудеев небо и небесные тела – это отображение живых существ на земле, и взаимодействие небесных тел на небе отражается на судьбах живущих, но понятно, что разные пространства. Одни и те же процессы в этих пространствах внешне проявляются по-разному. Потом этот дракон, изображающий дьявольскую силу Римской империи, по-видимому. Потом перемещается всё как-то на землю, жена убегает в пустыню, где приготовлено для нее место. Или, может быть, это пустыня какая-то другая, неземная. Видения всегда устроены как сон. В некотором отношении они и есть сон.

А послание к Коринфянам – это мечта такая. Мечта апостола Павла о том, как должно было бы произойти воскресение всех. Христос это как бы новая порода человека и те, кто с Ним, тоже становятся новой породой, которая существует по другим природным законам и принципам. То есть, это люди, которые способны воскресать как Христос. И вот в пришествие Христа воскреснут эти все Христовы как первым Христос воскрес, продемонстрировав новизну новой породы человека. Павел мечтает. Когда придет Христос и воскреснут все, небесные структуры, которые мы в земной жизни воспринимаем как действия земных властей, политических сил, экономические какие-то законы, а на самом деле они имеют духовную природу. Так вот, он мечтает, что в пришествие Христа эта порочная духовная природа будет уничтожена и, соответственно,  разного рода властные структуры на Земле просто не смогут дальше порабощать людей.

А отрывок из Евангелия – это попытка библейской реконструкции исторического события, но показывая не просто то, что видно по внешним проявлениям. Речи Елизаветы и Марии здесь раскрывают то, что у них на душе. В основе, как Лука показывает, у них доверие к Богу. Поскольку место у Елизаветы и Марии разное, доверие высказывается и выражается тоже по-разному. Мария по мысли Луки, мыслит и говорит как пророк Израиля, в пророческой традиции.

Я не знаю, по каким принципам эту литургию Слова собирали в одно целое ее составители. Понятно только, что всё это было уже в середине ХХ века, после учреждения догмата об Успении и после литургической реформы, и составляли это люди ученые, которые понимали, я надеюсь, историческую структуру Библии, литературные жанры и всё такое. Для меня важно, что они соединили видение, мечту и попытку историко-психологиеской реконструкции. Чтобы у каждого из нас создалась общая какая-то картина, которая, по большому счету, не укладывается ни в одно, ни в другое, ни в третье, но питает нашу интуицию, чтобы мы могли войти в духовное общение с Марией, Богородицей Девой.

Богородица Дева – это титулы, придуманные для того, чтобы тезис о божественности Христа сделать складным, последовательным. Но тайны Божии, они всегда больше. Если говорить о моей вере, то Мария была доброй верующей женщиной, мудрой матерью, ее земной путь, как я вижу, это путь познания. Путь познания, кого же она народила, что же это за сынишка такой. Как я  понимаю, уже после смерти с особенным динамизмом, она, мне кажется, должна была начать познавать, а кто она сама? Познавать свою связь с материей космоса, с духовной основой вселенной. Такое материнское место в космосе, которое ей оказалось отведено. Довольно просто сказать, мол, воля Бога, Бог так решил и всё. Да, решил, но мы про это не понимаем ничего. Что такое решение Бога, как Он его принимает?

Другое мы видим, что почитание Марии до IV века было как бы необязательным. Это было частное дело верующих и каких-то общин. В общий культ Церкви Мария вошла со властью Царицы Небесной, кажется, только после того, как этим озаботилась Елена, царица Римской империи. Тогда стал развиваться культ Богородицы как Царицы, которая при Иисусе имеет наибольшую власть, а дальше уже придворные, апостолы…  Эта модель веры стала развиваться и люди через нее молились Марии. А молитва – это же не просто «я прошу, я прошу», это сила воздействия, она оказывает воздействие на небесный мир. Я сейчас тоже фантазирую, но мне кажется, что процесс разрушения порочных ангельских сил: властей, престолов, всей греховной структуры – он тоже не одномоментный. Может быть, когда Марию осознали как Царицу Церкви, этот процесс приобрел новое измерение, и нам стал открываться новый рисунок царской власти. Царской власти, которая есть материнская любовь. Власть Христа – это служение, но оно больше в мужской модальности. А власть Марии – это власть материнской любви и заботы. Повторяю, она действует на фоне того, что живем в мире, в котором дьявол царствует по-своему, здесь и дичь, и зверства, и войны, и убийства, и несправедливости. Через это проглядывает та настоящая структура духовного мира, которая, я вижу, пробьется-таки. Не знаю, как и когда, но пробьется. Это такие длинные мои реминисценции на тему праздника Успения.  Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website