Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

31 декабря 2023 г., воскресенье

Декабрь 31, 2023

693

Гал 1, 1-19; Мф 2, 13-23

Трудно мне читать этот текст – история, исторические факты подтягиваются к богословию. Что для меня важно в этом тексте – это что Иисус со младенчества жил в атмосфере беглецов. Беглецов, релокантов, не знаю, как назвать сейчас это, хотя войны вроде не было, но преследования были. Убийства младенцев в Вифлееме – эта тема была очень популярная в средневековой Церкви, близка была людям из-за высокой детской смертности. У меня в моей слабой голове это всё входит в параллель с событиями года. Все ж-таки основное событие года для меня это война, как бы ни называли ее, по сути это война. Люди, находящиеся вдалеке от военных действий, стараются жить как будто ничего не происходит, потому что очень трудно переключиться на военный лад, это просто противно природе человека. Точно так же, как мирная жизнь психологически противна военной. Я уже говорил не раз, что падшему человечеству в состоянии греховности ничто не идет на пользу однозначно – ни мирная жизнь, ни военная. Потому что мирная жизнь способствует нерешительности и всяческому избеганию кардинальных вопросов, которые надо и решать кардинально. А на войне наоборот: основная добродетель, основное качество, которое война воспитывает – это решительность, которая тактически помогает выживать, но производит в человеке разделение людей на своих и на врагов. Это популярное сейчас слово «расчеловечивание», враг не рассматривается как человек и эмоциональное отношение как к человеку на врага не распространяется.

Я сейчас не говорю о справедливости конкретной войны, несправедливости – это другой совсем вопрос. Я хочу сказать о том, что по замыслу Божьему природа людей создана для солидарности. Люди связаны друг с другом и видимыми и невидимыми связями сочувствия и приязни, и судьбы пересекаются невидимым образом. Вражда это всё разрушает вместе с разрушением изначальной природы человека. Неслучайно после грехопадения в Библии первый грех, фундаментальный грех – это убийство. Каин убил Авеля. Порча природы человека, что она несет? Распространяется она по тем же механизмам солидарности. Антропология, которая возникает на фронте, потихоньку проникает и в общество, которое не воюет, через разделения на своих и на врагов. Для этого есть другое название – рабство.

В Евангелиях притча о неблагодарном рабе – это человек с униженным достоинством, раб по определению человек, у которого достоинство повреждено. Может быть, достоинство человеческое во всей этой трагедии, в которой мы крутимся, это ключевое слово. Господин прощает ему долг, но до раба это просто не доходит. Он поступает как привык и товарища своего, который ему должен, унижает точно так же, как ожидал унижения от господина своего. Это притча очень страшная на самом деле тем, что господин обращается с рабом по-человечески, уважает его достоинство, но человеческое обращение не помогает. Надежда, конечно, только на человечность, которую люди могут почерпнуть в помощи Бога. Не своими силами испорченными, а помощью Бога. На это надежда в будущем году. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Орацио Джентилески, Отдых на пути в Египет, 1615-1621

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website