Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

7 января 2024, воскресенье — Святое Богоявление

Январь 7, 2024

Quinten_Massijs_(I)_-_The_Adoration_of_the_Magi_-_WGA14275

Ис 55:1-13; Тит 2,11-14; 3,4-7; Мф 3, 13-17

Богоявлением, Теофанией называют такие события, когда в Евангелиях Иисус становится известным каким-то людям, какому-то сообществу, которое до этого не знало Его как Спасителя. Одно Богоявление это, собственно, Рождество, как в Евангелии от Луки написано, явление пастухам. Второе Богоявление, которое отмечали как раз вчера по латинскому обряду – это волхвы приходят к Младенцу, и третье – это Крещение Иисуса в Иордане. Наиболее крупные события. Можно другие какие-то найти, в Евангелии от Иоанна уже перед Страстями, когда к Иисусу приходят эллины. То есть, иудеи из большого, из римского мира. Иисус тогда произносит слова – «пришел час прославиться Сыну Человеческому». Любое из этих событий имеет свой смысл.

Крещение Иисуса Иоанном – это маленькое, местечковое событие. Хотя Иоанн известный человек, но это всё в рамках Галилеи. Галилея – это задворки палестинские, и в культурном отношении, и в материальном. А явление волхвов – это другое. Это люди с Востока, мудрецы. Больше всего под этих мудрецов подходят зороастрийские астрологи из Персии. Это действительно большое дело, потому что персидская культура древняя, богатая. Зороастрийский монотеизм был построен на аппарате движений небесных тел, на астрологическом аппарате. Это было фундаментальное открытие, когда Младенца и судьбу Его они вписали в судьбу космоса, которая управляется и показывается звездами.

Историчность этого посещения волхвами сомнения, конечно, большие вызывает. По разным причинам. Допустим, я редактор журнала и ко мне приходит журналист с двумя сенсационными вестями: что Спаситель обнаружился во время Крещения, которое какой-то Иоанн Креститель проводил на Иордане, и вторая новость, что персидские религиозные астрологи и богословы обнаружили Царя мира в том же человеке. Как издателю серьезного журнала мне для того, чтобы помещать информацию, считать ее достоверной, нужно, чтобы она была хотя бы в трех независимых источниках. Я у журналиста спрашиваю – ну да, есть четыре Евангелия, это источники довольно независимые, потому что они в разных общинах написаны были, в общинах, находящихся на большом расстоянии друг от друга по тем временам, и там про крещение в Иордане везде есть. А про волхвов есть только в одном Евангелии от Матфея, и это находится в определенном противоречии с Евангелием от Луки, потому что у Луки детство, младенчество Иисуса описывается достаточно подробно, там и введение в храм Младенца есть, а о таком событии как визит волхвов и избиение младенцев в Вифлееме, о бегстве этой семьи в Египет, нет ничего. Хотя говорят, что Лука приезжал в Иерусалим к Богородице, разговаривал с Ней, всё такое…

Получается, что для интеллигентного мира визит волхвов важнее, чем крещение в Иордане, но вероятность того, что это историческое событие, довольно мала. Однако на ментальность средневековых христиан оно очень легло, потому что Римская империя, возглавляемая императором-христианином – это воспринималось, по крайней мере, как осуществление проекта царства Христа на земле. Появились уже в те времена художественные произведения про волхвов, где им приписывались имена. Потом стали их изображать в виде царей, представляющих три расы, белую, черную и желтоватую. На основе этих фантазий уже возникли обычаи с благословением мела, ладана…  Мазать ворота мелом.

В историческом отношении это просто пустая вещь. Но в человеческом – людям хочется, чтобы их жилища Бог благословил, семью благословил. Хочется, хотя по большому счету самая сильная Теофания ведь в Евхаристии. Самое сильное благословение для семьи – это когда вся семья участвует в Евхаристии как единое целое. Сознательно участвует.

Это было время увлечения амулетами, реликвиями, всякими такими штучками. Кстати, и в Ветхом завете это, мягко выражаясь, не поощряются. Святые вещи есть – это храм, жертвенник, освящающий жертву. Иисус благословляет людей, Он вещи не благословляет. Благословляет Сам Собой. Но есть жажда людей получить какие-то вещи, через которые Бог действует освящающим образом, не невидимые, а чтобы пощупать можно было, обращаться как с земными вещами. Если у людей такая потребность есть, Церковь что же – удовлетворяет потребность эту, есть обряды благословения всяких штучек. Молитвы благословений, которые я читал вчера, не очень органичные, надуманное всякое присутствует, но люди расхватали потом этот мел и шарики ладана. Для меня Богоявление это то, что мы сейчас сидим и обращаемся к Богу через личность Иисуса, так, как Он показал это делать и к такому Богу, к какому Он показал. Вот наша компания для меня уже представляет собой Богоявление. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Квентин Массейс, Поклонение волхвов (фрагмент), 1526

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website