Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

18 февраля 2024, воскресенье — 1 Неделя Великого поста

Февраль 18, 2024

anthony — копия

Быт 6, 5-7, 9; 7, 1-6; 8, 1-5; 9, 1-7; Евр 11, 24-26; 32-12, 2; Ин 1, 43-51

Миф о потопе является религиозным пересказом того, о чем ты, В., говорил в начале. Что народ вокруг такой порченый, что сил терпеть его нет даже у Бога, а поскольку всё связано, уничтожением одного человечества дела не поправишь, и поэтому надо всё под одну гребенку. Оставить одного праведника. Но праведнику суровые вещи говорятся – живите, благословляю вас и на самом деле всё живое под власть вам отдаю, и под власть, и в пищу, но нападать на человека нельзя. Убийство — это крайний случай нападения на человека. Другие варианты описаны в заповедях. Обманывать, лишать человека заботы, отказываться понимать его и так далее. Легкомысленно этот фрагмент оканчивается. Я вам сказал, и теперь давайте спокойно живите, плодитесь и размножайтесь. Идея этого естественного, как в богословии говорят, завета с Богом: будете жить как следует, можете ничего не бояться. Я препятствовать вам не буду, говорит Бог. Стараемся. Только плохо получается, немножко…

Почему это чтение в начале Великого поста? Я думаю, по очень простой причине, потому что жизнь, в которой не получается ничего из того, что Бог, когда угрожает, когда просит, когда молит, это беда такая, бесперспективная жизнь – это горе просто. Как я всегда говорю, естественная реакция человека на горе – это когда кусок не лезет в рот. И не хочется ничего делать, умываться, чистить зубы, причесываться, ничего не хочется. Горе потери. Упование только на Бога в это время. Так естественным образом оказываются соединены молитва, которая из глубины сердца идет, и горе. И горе, и голод во время поста. И самочувствие плохое, в общем, всё…

В Ветхом завете все индивидуальные посты устроены именно так. Давид, когда болеет его ребенок, постится в надежде, что Бог что-то сделает. Но более впечатляющая вещь – это коллективный пост, когда народ начинает поститься перед коллективной угрозой, перед нашествием врага, бедствием каким-то. То, что Церковь предлагает, это тоже такой коллективный пост. Трудно о нем говорить, потому что внешне это всё как бы не всерьез. Жизнь как шла, так идет. У кого-то действительно несчастье – горе или тяжелая ситуация в семье, у кого-то благополучная жизнь, ничего не угрожает. А церковь говорит – поститесь как рыба об лед, пищевой пост, дела милосердия, молитва, давайте с удвоенной производительностью придумывать себе задания на пост. Люди придумывают себе по пятницам шоколадки не есть и вообще как-то себя ужасно ограничивать. Зато потом после Пасхи отвести душу можно…

Это Чтение из книги Бытия хорошее, это напоминание, и вообще первые главы книги Бытия дают напоминание о том, что не получается у нас. Апостол Павел, я его уважаю, как и положено, но из всего, что он написал, я по большому счету запомнил только одну фразу – бедный я человек, нахожу в себе такой дурацкий закон, что, когда хочу сделать доброе, делаю злое. Если мы внимательно на деятельность свою посмотрим, может быть, не сразу это злое выплывает, но через какое-то время обнаружим, что я-то думал, что у меня намерения такие чистые были, ради Бога, а теперь вижу, что не такие чистые, опять дурака свалял. Церковный пост, Великий пост – он про это. Про это горе.

Соединяется он календарно с весной. Весна у нас время тяжелое. Потому что идет переход с сильно минусовых температур на сильно плюсовые, световой день увеличивается, солнце яркое – это нагрузка большая, организм перестраивается на выделение других гормонов, на серотонин и прочее… И перестройка вообще тяжелая и соматически, и психически. Одни становятся апатичными, другие, наоборот, возбужденными как сумасшедшие, и эти психозы, среди которых весенняя влюбленность представляет собой только один вид психоза. Короче, ради Бога, сиди спокойно у себя в келье и переживай эти состояния, но учти, что общение между людьми это всё затрудняет. Если зимой как-то приспособились не реагировать на вещи, которые раздражают нас в других, то тут уже не получается не реагировать. А когда не получается, это значит, нужно уже серьезно разбираться с этим. Пост — это время, чтобы разбираться.

Пока не было поста, плохое настроение или раздражение заел, запил, каким-то милым сердцу делом позанимался, и как бы добрый, хороший стал на некоторое время. А во время поста от этих вещей предлагается отказаться для того, чтобы действительно можно было разобраться с тем, что только Бог помочь может мне, и только к Нему обращаться я могу. Не обязательно прямо, могу через людей, но все равно к Нему.

Или в обычной жизни получалось достаточно с оптимизмом существовать, манипулируя другими людьми, используя их слабости, чтобы они тоже были приятными по отношению ко мне, а тут и от этого отказаться надо. Пример – аналогия, по-моему, очень подходящая. Я читал, что в пятом веке, когда монашество только заводилось, в Египте в каких-то монастырях было принято, что на Великий пост монахи расходились на 40 дней в пустыню, для имитации искушений Иисуса в пустыне. Возвращались далеко не все, кто-то заболевал, кто-то от погибал от жажды, кого-то дикие звери съедали. Вернувшиеся делились откровениями о том, что поняли, про Бога, про себя и вообще про жизнь. Вот идея поста. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website