Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

12 марта 2024, вторник — Воспоминание Адамова изгнания

Март 12, 2024

kranach

Иоиль 2, 12-16; Мф 6,14-21

Иисус, как сейчас мне кажется в данный момент, говорит о том, что жизнь по заповедям, по церковным установлениям очень опасна искушением всё делать как следует и как бы по форме. Это оказывается лицемерием, понятно, что это плохо. Наши поиски Бога тоже опасная вещь. Когда-то в 80-х-90-х годах считалось, что плохо, когда у веры нет вопросов, что главное, чтобы у человека возникали вопросы, относящиеся к вере – про Бога, про всё. Потом поиграли в это и обнаружили, что ставить вопросы и всё время крутиться в них – это тоже болезненная вещь, невротическая суета.

На что опираться? На Библию опираться трудно, потому что Ветхий завет – это история, переработанная под религиозный опыт, который у этого народа был. Религиозный опыт Израиля во многом оригинальный. Строгий монотеизм, может быть, даже чересчур строгий. Эта строгость возникала как реакция на то, что люди не способны были существовать в монотеизме, искали и ищут себе всё время божков попроще. Израильская история, как она в Библии есть, подстроена под соответствующую мораль. Будете поступать по заповедям, будет вам хорошо, не будете – будет плохо соответственно. Если эту ограниченность понимаешь, начинаешь какие-то другие опоры искать.

В католицизме, особенно, использовались пять доказательств бытия Бога, телеологическое, эстетическое, доказательство от разумности творения, … эти вещи. Да, действительно для меня это важно, когда я думаю о том, насколько сложно устроена видимая часть творения, то насколько же сложна должна быть невидимая часть, которая держит это творение в целости. Все равно, когда я представляю себе эти все структуры, механизмы, духовные, физические, социальные, всё равно Тот, кто стоит за ними, остается непонятным.

Совершенно другой ход мысли и другой источник мысли сознания заключается в том, что основа мира меня любит. Любит, заботится, ведет меня по определенному пути, который мне нужен. И не только меня ведет, а точно так же и каждого ведет. В это поверить очень трудно, думая о младенцах, которые умерли в младенчестве, ничего и не понюхали в этой жизни. Обо всяких таких вещах. Но ощущение того, что я Ему дорог и важен, тем не менее есть. Никуда от него не денешься. Оно пропадает, конечно, в какие-то моменты, психологически это понятно.

Говорят, что после смерти лицом к лицу праведники, добрые люди увидят Бога. Сомневаюсь я, что это так просто всё будет, гораздо, думаю, сложнее это всё происходит по мере того, как личность отказывается от себя, от своего «я» и погружаясь в единое, растворяясь в нем. Это другая уже тема.

А вопрос – как передавать веру. Легко передавать закон кармы, мол, как сделаешь, так тебе и отыграется. А вот передавать закон любви, который не укладывается в причинность, в закон кармы, вот это нереально. С любовью причинности нет, если ты другого любишь, это не значит, что он тебя с гарантией полюбит в ответ, или еще кого-то полюбит.

Такая у нас Масленица. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Изображение: Лукас Кранах Старший, Грехопадение, 1533 (фрагмент)

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website