Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Антропология библейская

Февраль 17, 2007

АНТРОПОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ – наука, основанная на исследовании  Священного Писания, предметом которой является человек и человеческое общество, рассматриваемые в их отношениях с Богом.

Вообще, антропологией называется попытка человека изучить самого себя с разных позиций – биологической, психологической и др. Изучением человека с религиозных позиций занимается теологическая антропология. Христианское учение о человеке и обществе основано на Священном Писании и Священном Предании. Отцы Церкви использовали достижения современной им философии прежде всего для того, чтобы лучше понять личность Иисуса Христа – и Бога и человека одновременно. Проникновение в тайну личности Иисуса Христа давало возможность для получения ответа на самые важные для человека вопросы: зачем человек существует на земле, какова его последующая судьба, как строить свое земное существование? Теологическая антропология использует те достижения философской антропологии и метафизики, которые помогают проливать свет на эти вопросы.

В Библии тоже присутствует определенная теологическая антропология, точнее, целый ряд религиозных представлений о человеке. Эти представления развивались на протяжении веков и дополнялись представлениями, взятыми из других культур. Этому способствовало положение Израиля как маленького государства, постоянно подвергавшегося угрозе территориального или культурного поглощения крупными империями. Например, откровения о посмертной участи человека развивались под влиянием эллинизма, они отсутствуют в более ранних фрагментах Писания.

Это одна из причин, по которым трудно развернуть библейские богословско-антропологические представления в единый непротиворечивый свод положений, привычный для современного читателя научной литературы. Другая причина состоит в том, что знания о человеке и Боге изложены в Библии как правило, в мифо-поэтической форме, либо в форме исторических повествований или притч.

Важно, тем не менее, что сам Иисус пользовался в своей проповеди библейскими представлениями о человеке, тем самым утверждая их достоверность. 

В первых главах книги Бытия человек предстает как особая часть Божия творения. Как и всё творение, он благ, но предназначен исполнять во вселенной миссию посредника между остальной вселенной и Богом – «возделывать и хранить сад  Эдемский» (ср. Быт 2, 15). Человек призван «нарекать» — давать имена всему сотворенному, т.е. понимать смысл вещей и тем самым обретать над ними власть (Быт 2, 19). Более того, Ветхий Завет говорит о человеке как о любимом творении, призванном отвечать действенной любовью на любовь Творца. Поэтому человек создан «по образу и подобию Божию» (Быт 1, 26-27). В этом состоит его достоинство.

Ветхий Завет утверждает, что ни половые ни расовые различия не затрагивают единства природы всех людей (Быт 1, 27). Все народы произошли от Адама.  В мифе о происхождении первой женщины из ребра первого мужчины утверждается больше их общности, нежели различия (Быт 2, 22). Человечество в лице Адама призвано к единству и согласию в общении с Богом.

Вхождение греха в историю и в человеческую личность и общество показывается психологически понятной сценой грехопадения (Быт 3). Тем не менее, Писание не подвергает сомнению ни исходную благость человеческой природы, ни всемогущество и любовь Творца. Таким образом, возникновение греха оказывается тайной несоответствия духовной свободы человека и его телесной и психологической слабости.

Грех  в Ветхом Завете описывается как уклонение от исполнения воли Бога, ведущее либо к полному разрыву связи с Богом и исключению из общества (Pesha), либо ослаблению этой связи (Awon). Грех против Бога ведет к нарушению межличностных отношений, т.е. к греху против человека. Солидарность людей в грехе показывается в Ветхом Завете грех общества (Быт 20, 6).

Авторы Ветхого Завета описывают человека, как правило, в категориях его поступков, вызванных действием определенного духа – соответствующими мотивами. Они не ставят себе целью описание структуры личности. Отдельные структурные понятия используются в разных смысловых оттенках. В целом библейскую структуру человеческой личности можно передать тремя понятиями: – тело или телесная оболочка (Basar); – душа, жизнь, личность (Nefesh); – дух, или дыхание, жизненная сила, которую человек получает как дар Бога (Ruah).

В эпоху пророков особое значение приобрело понятие сердца. В период рассеяния оно отвечало обостренному сознанию личной ответственности члена Народа Божия за его персональные отношения с Богом. В Новом Завете понятие греха окончательно переходит от несоблюдения внешнего предписания к нарушению внутренней нравственной нормы (Мф 23), совести, описываемой как «нечистота» сердца. В посланиях Апостола Павла сердце «любит» (2 Кор 7,3), «злобится» (Рим 9, 2), «замышляет», т.е. планирует” (1 Кор 4, 5), «похотится» ( Рим 1, 24) и «страдает» (2 Кор 2, 4). В сердце идет борьба с грехом и через веру Бог и Христос поселяются в сердце человека (Еф 3, 17).

В теологии св. Павла спасенный по дару веры человек становится новым человеком, «новым творением». Используя библейскую структуру личности, св. Павел наполняет ее новыми значениями. Спасенный человек представляет собой тело (soma), свободное от несвободы, порожденной грехом. Слабость человеческой природы в грехе называется плотью (sarx).  Сверхприродный дух (pneuma) означает глубину внутренней жизни человека. Ум (nous) и сердце (kardia) близки между собой по значению. В них вызревают жизненные решения и когда ум становится Христовым (1Кор 2, 16), сам Христос живет в человеке.

Таинственная солидарность людей, которая проявляется в грехе, проявляется и в освобождении от него. В христоцентрическом кредо первой Церкви (Флп 2, 6-11) Христос выступает антиподом согрешившего Адама. Страдание Бога от неверных Израиля выражается в искупительных страданиях “смирения” Христа. “Послушанием одного сделались праведными многие” (Рим 5, 19). Возникает новый Народ Божий – Церковь, новый Израиль.

 Теология света св. Иоанна показывает, что грешник, совершая грех, делает свободный выбор на фундаментальном уровне — «делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Ин 3, 20; 9, 41). Абсолютно свободная любовь Бога, через совершение в истории Пасхальной тайны дает человеку новую свободу от греха. Через Иисуса Христа,  совершенный «образ» Божий, члены Церкви становятся также «образом Божим» и приобретают вечную жизнь.

© о. Сергей Николенко 2007

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website