Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Апостольство

Февраль 17, 2007

АПОСТОЛЬСТВО (от греч. apostole; лат. apostolatus — призвание, миссия; назначение послом) – многообразная деятельность членов Церкви, направленная на исполнение ее миссии – авторитетного возвещения народам Евангелия.

Авторитетность А. связана с тем, что оно представляет самого Иисуса Христа через членов Церкви. Первые апостолы были избраны Иисусом и посланы для того, чтобы делать то же, что и Он – учить о Царстве, исцелять и изгонять бесов. Став свидетелями Пасхальной тайны – страданий, смерти и воскресения Христа, они получили в Пятидесятнице дар свидетельства собственной жизнью и разделили Его мученичество.

Все верующие становятся преемниками апостолов в широком смысле, призванными к А. Христом-Главой Церкви и получившими необходимые для А. дары Святого Духа в таинствах христианского посвящения. По самой своей природе христианское призвание есть призвание к апостольству (Об апостольстве мирян, 2, 3). Оно неотделимо  от призвания к святости. Конкретные формы А. определяется индивидуальностью члена Церкви и местом, которое он занимает в мире и Народе Божием.

В НЗ служение епископа  описывается образом пастыря, эталоном которого является «добрый пастырь» Иисус Христос. «Душу» апостольской деятельности епископа составляет пастырское милосердие.  В апостольской деятельности епископ исполняет важнейшее служение молитвы, подражая Иисусу, молившемуся об апостолах (Епископ служитель, 45, 47). Всё служение епископа, связанное с проповедью, осуществлением таинств и административно-пастырской деятельностью, имеет апостольское измерение. Епископ,  находясь в центре местной Церкви, способствует развитию в ней христианского общения. Так вся церковная община становится свидетелем и проповедником Христа.

Миряне находятся в непосредственном общении с нехристианами и неверующими, погружены в дела этого мира. Поэтому они способны исполнять миссию А. иначе, чем духовные лица. Перед ними стоит задача обновления земного порядка в духе евангельского милосердия, справедливости и мира. Она не сводится только к политической или социальной активности. В силу общего священства христиан, миряне призваны нести в мир Слово, освящать ближних и служить им своими дарами, в том числе молитвой. Это творческая задача, для выполнения которой мирянам приходится не только стремиться к личной духовной зрелости, но овладевать богословскими знаниями и помогать Церкви в евангельском «прочтении» проблем нашего времени.

Зарождение веры подготавливается религиозной литературой, фильмами и другими средствами культуры, но так или иначе, вера передается в живом общении. Христианская жизнь и проповедь христианства составляют единство. Мало увидеть, как живет христианин, нужно еще узнать, почему он так живет.
Основным видом А. всегда была миссия к язычникам. Особенность современной эпохи состоит в том, что культура Европы, в которой  христианство зародилось, приобретает все более светский и даже богоборческий характер. Апостольский ответ католической Церкви на нынешнюю ситуацию получил название «новой евангелизации». Она направлена как на внешний мир, так и на обновление самой Церкви.
«Новая евангелизация» сочетает спонтанное возникновение апостольских инициатив мирян, монашествующих и священников с планомерной и систематической работой в современном обществе, которую Католическая Церковь ведет под руководством Святого Престола. Созданы и продолжают создаваться институты подготовки к А. в духовной, нравственной, богословской и в культурологической сфере.

Сами общины Церкви должны иметь апостольский характер и способствовать рождению новых общин. Это требует апостольской катехезы, направленной на А. не только к одиночкам, но к целым группам людей, живущих в различных ситуациях, условиях и культурах, на формирование зрелых общин. Членство в этих общинах должно соединять участие в жизни общины, личное свидетельство и дела миссии, обращенной к неверующим (Christefideles Laici, 32, 34). 

А. в каждой из конкретных групп: молодежи, детей, пожилых, женщин и больных и убогих, бедных и групп риска требует специфических подходов. Важнейшую область представляет А. семей – передача веры от родителей детям и от семьи семье.

В наше время, когда общество разделено различными верованиями и идеологиями,  Тело Христа, Церковь, также разделено в самом себе, что представляет серьезнейшее препятствие для христианской проповеди. Важна не просто экуменическая деятельность, направленная на восстановления единства христиан, но дух экуменизма должен сопровождать и миссионерскую деятельность среди язычников, и пастырскую деятельность среди верующих (МДЦ, 6; Ut unum sint, 82).

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website