Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Бедность

Февраль 17, 2007

БЕДНОСТЬ – ограниченность в разного рода средствах, необходимых для человеческой жизни. Следует различать два принципиально разных состояния человека, которые можно назвать Б. и нищетой. Под достойной Б. подразумевается ограниченность в средствах, не препятствующая достижению человеком ценностей более высокого порядка. В этом случае Б. не угрожает достоинству человека, но наоборот, позволяет его развить. Нищета представляет собой нравственно недопустимое состояние такой ограниченности в средствах, которая унижает человека, деформирует его личность и лишает его доверия к любви Бога.

Б. и нищета могут характеризоваться лишь материальными средствами и благосостоянием. Но чаще они представляет собой комплекс, в который входят необразованность, отсутствие творческой работы, недостаток социального кругозора и возможности проявлять общественную активность. В слаборазвитых странах нищета чаще всего является результатом неправильной экономической политики и эгоистического отношения со стороны более развитых государств. В последнем случае слаборазвитые страны используются как рынок дешевой малоквалифицированной рабочей силы, создаются искусственные препятствия к развитию в них науки и образования. В настоящее время нищета превратилась в глобальную проблему. Чтобы ориентироваться в ней, нужно правильно понимать духовную природу Б.

В ранних текстах Ветхого Завета, там, где еще нет представления о посмертном воздаянии,  нищий представлен как грешник, которого Господь лишил благословения, наказал за его грехи или за грехи его родителей. Позднее, с созданием иудейского государства, в период пророков, бедный в религиозном сознании соединяется с образом праведника. Книга Иисуса сына Сирахова показывает 2 вида нищих — одного на это место поставила жизнь, он пытается честным образом выбраться из этого состояния, но у него ничего не получается из-за общественной несправедливости. Другой вид нищего – тот, кому удобно быть нищим, бездельничать и жить за чужой счет (Сир 25, 4; 40, 29). Евангельские Заповеди блаженства начинаются с признания блаженными «нищих духом», т.е. праведников, сознательно выбравшие бедность из религиозных убеждений (Мф 5, 3).

Богатство и бедность возникают как экономическое выражение различия человеческих судеб. Как указывалось в одном из первых документов католической Церкви, посвященных социально-экономическим проблемам нового времени (Лев XIII «Rerum novarum» 1891 г.), если достойная Б. освобождает человека в жизни от лишнего имущества, соблазна богатства, то нищета лишает его возможности жить свободно, внутренне порабощает. «Неимущих Церковь учит, что в глазах Божиих бедность — не бесчестие […] Это подтверждает пример Самого Христа, Который, «будучи богат, обнищал ради вас» (2 Кор 8, 9. […] Более того, Сам Бог, по-видимому, склоняется к тем, кто терпит нужду, ибо Христос называет бедных блаженными.» (23, 24)

В обществе с извращенными духовными представлениями, например, капиталистическом, и экономически богатые капиталисты, и пролетарии оказываются одинаково изуродованными личностями, для которых главной ценностью является приобретение  капитала. В современном постиндустриальном мире капиталом становятся образование и компетентность. Новая нищета представляет собой относительный материальный достаток, при отсутствии возможности получить образование, соответствующее современным требованиям. Новые формы соблазна богатством связаны с ориентацией общества на достижения, личный успех. Преодолеть эти соблазны, не привязываться сердцем к богатству и получить от Бога дар благодатной жизни в Б. возможно лишь в вере.

© о. Сергей Николенко 2007

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website