Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Добродетель

Ноябрь 20, 2006

ДОБРОДЕТЕЛЬ (лат. virtus, греч. Ar?te- совершенство) –  частные Д. являются расположениями души, формирующими привычки совершать добрые дела просто и хорошо и получать от этого удовольствие; общая Д. соответствует праведности, в этом смысле Д. гармонизирует совокупность частных Д.; совокупность христианских Д. позволяет человеку вести себя разумно и согласно с христианской верой.

В греческой философии Д. выводились, как из потребности хорошо выполнять определенные социальные роли, общественный долг, так и из общей цели человеческого существа (Платон, Аристотель). Платон представил систему 4 Д, позднее названных кардинальными: благоразумие (практический разум), справедливость, воздержанность и мужество. Аристотель определял Д. скорее как меру между 2 крайностями.  

Если в греческом мышлении наиболее важными представлялись мудрость и мужество, то  Отцы Церкви опирались на Д. милосердия, терпения и смирения. Взгляды стоиков, требовавшие аскетизма и героического следования идеалу разумного, были близки христианским богословам первых веков, учение стоиков о Д. было развито и переосмыслено. Моральные добродетели у стоиков представляли черты характера мудрого человека, владеющего собой, своими желаниями, не привязывающегося к преходящим вещам этого мира. Отцы Церкви сознавали, как радикально вера в Христа меняет человеческое мышление, поэтому не считали Д. неверующего человека подлинными (Августин). Кардинальные Д. были дополнены теологическими Д., которые пронизывали весь склад личности божественной любовью. Христианское совершенство понималось не как недостижимый идеал, но как реальная возможность  пребывания в благодати и ведения непрерывной и успешной борьбы с возникающей тенденцией к греху.

Соотношение между различными Д. сложно установить, их строгая научная верификация затруднительна. Разные авторы по разному толкуют Д., пытаются выразить взаимодействие человеческого усилия с дарами благодати в развитии Д.  Учение о семи главных Д. и Дарах Святого Духа было подробно разработано в западной схоластике.

Свою систему предложил Фома Аквинский. В катехизисах в противоположность семи добродетелям рассматривались семь основных грехов, которые также определялись как особенности характера, пороки, несовместимые с христианской жизнью.

Д. представляют собой человеческие способности особого рода. Если обычные способности позволяют достигать каких-то конкретных целей, то Д. позволяют ему  быть добрым человеком, успешно выполняя свои жизненные задачи, а христианские Д. – жить как христианин.

Человеческая природа имеет огромный личностный и творческий потенциал, но, несмотря на это, грех может сделать ее совершенно бесплодной. Тогда человек утрачивает свободу, его воля не подчиняется свободно Богу, и сам человек становится не властен над собой. Поэтому источником христианских Д. является вера, полученная от Бога как сверхъестественный дар. Она рождает Д., влияющие на разум и поведение. Поэтому, хотя развитие Д. через упражнение возможно и необходимо, но для достижения христианского совершенства нужны еще дары Святого Духа.

К теологическим добродетелям относятся  вера, надежда, любовь. Их предметом является Сам Бог. Эти добродетели лежат в основе действий, которые прямо и непосредственно направляют к Богу, как сверхъестественной цели. Вера, рассматриваемая  в узком смысле, как Д., имеет интеллектуальный характер – Бог познается как основополагающая истина, задающая теоцентрический строй всему мировоззрению. Надежда выступает как волевая Д., стремление к Богу как высшему благу. Любовь как Д., образует отношения с Богом, соединяя с Ним. Этими Д. исчерпываются все аспекты человеческих отношений с Богом, они направляют личность на стяжание благодати и служение Богу и ближнему.

Теологические Д. направляют личность на сотрудничество с Богом, а моральные Д. позволяют осуществлять это сотрудничество в общественной деятельности человека, в делах, не обращенных непосредственно к Богу. В общественной сфере любовь осуществляется через справедливость и честность. Честная жизнь требует настроенности на осуществление справедливости, способности правильно оценить, что справедливо в конкретных обстоятельствах, а также стойкости – не только к трудностям, но и к приятным соблазнам. Эти способности души позволяют совершать добро в любых обстоятельствах и описываются четырьмя главными моральными Д.

Благоразумие относится к практическому разуму человека. Имеется в виду вся цепь интеллектуальных актов: обдумывание вопроса в нравственных категориях,  вынесение на этой основе морального суждения,  и выбор нравственно допустимых средств для осуществления блага. Благоразумие подразумевает серьезное обдумывание предпринимаемых шагов с пониманием взятой ответственности. Безответственное принятие решений называется легкомыслием.

Справедливость склоняет волю делать для каждого человека то, что должно быть сделано ради его блага. В общественной жизни она должна быть направлена на соблюдение прав человека и должна руководствоваться принципом общего блага. В личной жизни она принимает форму Д. чистоты, в межличностных отношениях – честности. По отношению к Богу Д. справедливости вызывает религиозную ответственность.

Воздержанность  дает способность сопротивляться чувственным удовольствиям, не привязываться к благам этого мира. Упражнение в воздержанности способствует воспитанию самообладания, господству разума над желаниями и инстинктами. В сфере личной жизни, в том числе сексуальной, Д. воздержанности называется целомудрием или скромностью. Воздержанность или умеренность вносит в жизнь гармонию, предохраняя человека, как от излишней распущенности, так и излишних ограничений.

Мужество укрепляет перед лицом трудностей и страданий. Оно укрепляет решение сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни. (ККЦ 1808), располагает к самопожертвованию. Ожидание страданий и потерь вызывает страх, который может достигать силы, парализующей волю человека. Д. мужества позволяет не поддаваться испытываемому страху и, с другой стороны, слепому гневу.
Действие Святого Духа проявляется в Д. через разум. При этом человек возникает  уверенность, что в первую очередь действует он сам. Иначе действует Дары Святого Духа, которые доводят Д. до совершенства. При их воздействии возникает ощущение подчиненности личности действию Духа,  душа не столько активна сама, сколько получает от Духа. Это опыт того, как разрешаются личные проблемы, не решаемые собственными активными усилиями. Поэтому усилия по самосовершенствованию должны сочетаться с усердной молитвой и терпеливым ожиданием даров Божиих и верным их принятием.

Христианское учение о Д. сохраняет актуальность сегодня, несмотря на то, что современные психологические теории личности используют иную терминологию и избегают понятия души. Современная моральная философия оперирует Д. искренности, сознательности, честности. Эти Д., в отличие от  христианских Д., оставляют слишком большой простор для субъективной оценки блага.

Независимо от того, насколько Д. отражают реальную психологическую структуру личности, представление о них имеет важный воспитательных характер. Упражнение в добрых делах формирует Д. С другой стороны, анализ своих достоинств и недостатков в категориях Д. помогает доброму поведению.

Обычно, сразу после обращения, человек  еще нетверд в вере, должен бороться с проявлениями серьезных грехов. Когда этот этап пройден и человек утверждается в христианской жизни, следует обращать большее внимание на гармоничное развитие Д. Помощь в этом можно получить от духовного руководителя или постоянного исповедника и от членов христианской общины.

 

© о. Сергей Николенко 2006

 

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website