Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Эмоциональная сфера

Февраль 17, 2007

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА – сторона жизни человека, связанная с чувствами и переживаниями. Эмоции (лат. emoveo – приводить в движение) включены в целостную жизнедеятельность личности. Целостность личности и ее проявлений не позволяет выделить эмоциональную сферу как отдельный элемент личности. В настоящее время в психологии используется целый ряд теорий личности, подходов к объяснению ее структуры. Соответственно существуют разные определения эмоций, чувств, ощущений.

Христианские авторы, писавшие в донаучный период, использовали как понятийную основу философские представления о личности, распространенные в античном мире. Эти представления дополнялись и совершенствовались в соответствии с христианским учением о  спасении личности в  вере и ее изменением под влиянием  благодати. Источниками таких модификаций христианских теорий личности служили теологические дискуссии первых веков, а также накапливающийся с течением времени опыт христианской жизни, духовного руководства.

Представления о личности служили практической задаче достижения христианского совершенства в борьбе с искушениями и  пороками, в развитии  добродетелей и принятии  Даров Духа. Соответственно были выработаны умозрительные модели личности, которые использовались в аскетической и воспитательной практике без знания реальных механизмов работы психики, часто на мифологических или наивно-натуралистических представлениях. Например, длительное время считалось, что человеческий мозг представляет собой особую железу, выделяющую мысли как продукт секреции.

Продолжая традиции античной философии христианство считало, что самое ценное в личности – разум, реализующий свободу человека, делающий его подобным Богу. Облагороженный дарами Духа разум сам приходит к необходимости направлять деятельность на Добро. Это естественно для неиспорченного грехом разума. Разум действует согласно движению воли под давлением особой чувственной сферы – сигналов, получаемых от тела – чувств, ощущений.

Согласно современным представлениям о мозге как информационной системе, ощущения и чувства, личность не просто воспринимает, но идентифицирует, т.е. обрабатывает первичные сигналы, согласно уже сформированным классификациям. Т.е. строго говоря, Э.С. не удается полностью отделить от интеллектуальной.

Привычные сильные отрицательные чувства, такие как страх, стыд, вытесняются из сознания, поскольку их восприятие вызывает непереносимое напряжение. Так происходит искажение или «замораживание» чувств, усиливающее самоотчуждение личности и приводящее к разного рода поведенческим и психосоматическим нарушениям. Для исцеления требуется сознательно «размораживать» чувства и проводить их идентификацию. Так в Э.С. включается функция воли человека. 

Эмоции – род чувств, которые направляют на определенные действия, т.е. соединены с функцией воли. Любовь, страх, ненависть, желания – эти эмоции включают разумную оценку, но ощущаются субъективно как некая внутренняя сила, склоняющая к действию, аффект (лат. affecto – страстно стремиться, горячо желать). Эмоции мотивируют личность на соответствующую реакцию в широком спектре обстоятельств.

Под влиянием платонической философии, радикально разделяющей и даже противопоставляющей телесную и идеальную природы человека на христианском Востоке сложился аскетический идеал бесстрастия, подразумевающий, что любое сильное чувство нарушает контроль разума над телом. Под влиянием аристотелизма и палестинской христианской духовной традиции на христианском Западе сложился взгляд на морально добрые и морально злые эмоции. Различие в том, что добрые эмоции соответствуют созданной Богом благой природе человека и способствуют укреплению свободной воли. А злые – наоборот, порабощают себе. Современные психологические данные косвенно подтверждают это положение. Известно, например, что чувство безопасности, отсутствие страха, благотворно влияет на познавательные способности людей.

Не следует смешивать положительные и отрицательные эмоции с морально добрыми и злыми, а также с приятными и неприятными. Например, такая отрицательная эмоция как гнев может при определенном уровне доставлять удовольствие, а ее нравственное значение зависит от обстоятельств.
В христианской аскетике сложилось представление о возможности разумного воспитания чувств, испорченных грехом, так, чтобы они не препятствовали разуму и воле оценивать добро и стремиться к нему.

Все сферы религиозной жизни включают эмоциональные проявления, поскольку диалог с Богом задействует личность целиком. Нельзя подавлять возникающие эмоции – с их помощью личность исцеляется в покаянии и возрастает в любви Божией. С другой стороны, эксплуатация эмоций в любой области жизни дает ложный опыт. В семье – ложный опыт семейной любви, в литургии – ложный религиозный опыт. Христианское совершенство достигается в согласном направлении воли и чувств к добру (ККЦ 1770) и является плодом сознательных усилий христианской общины и преображающих эмоциональную природу человека Даров Духа.

© о. Сергей Николенко 2007

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website