Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Пост

Февраль 17, 2007

ПОСТ – форма выражения любви к Богу и покаяния за грех, через  самоограничения. В католической Церкви обязательным для верующих является литургический П.

В ВЗ П. проявляется как естественное выражение горя от жизненных потерь, с пониманием своей вины перед Богом. В этом состоянии у человека нет аппетита, он не может спать, ему не до развлечений. Образ постящегося Иова и его друзей (Иов 2, 12-13), сидящих в разорванных туниках, с головами посыпанными пеплом — это образ горя и признания  в нарушении нормальных отношений с Творцом. Пророки используют П. как жертву покаяния за грех народа Божия как такового.

Бог ВЗ — Бог социальной справедливости и милосердия. Поэтому в иудаизме собственно воздержание от пищи и удовлетворения других потребностей стоит в одном ряду с моральными обязанностями, с делами справедливости и милостыней. В Нагорной проповеди Иисус Христос показывает, как молитва, милостыня и собственно П. являются выражениями нелицемерной любви к Богу.

В монашеской и аскетической практике Церкви П. традиционно применяется как средство «умерщвления плоти». Такой П., как средство христианского совершенствования, не продиктован ненавистью к своему физическому телу, но использует эффект ослабления тела, чтобы выявить глубинные несовершенства личности и полностью подчинить себя воле Бога. Такой П. назначается индивидуально, с учетом психофизического состояния постящегося.

Главный из христианских П. – сорокадневный Великий П., совершаемый перед Пасхой, включает в себя все указанные смыслы П. В разные времена к нему добавлялись и другие П.

Нормы литургического П. касаются ограничений в приеме пищи. Полный П. связывается с периодом перед причастием, воздержание от всякой пищи и питья, кроме чистой воды (в некоторых восточных Церквях – святой воды), предписывается в латинском обряде в течение 1 часа, в восточных обычно – начиная с полуночи. В дни строгого П. принято есть один раз. В латинском обряде он ограничивается  ? Пепельной средой и Страстной  пятницей. В обычный П. количество пищи не ограничивается, но запрещено есть мясо (католикам восточных обрядов также рыбу, молочные продукты, иногда – употреблять растительное масло). Такими днями для всей Католической Церкви в течение всего года являются пятницы.
Конкретные нормы П., обязательные  для верующих, а также формы замены пищевого П. покаянной молитвой и делами милосердия, устанавливаются решениями Епископских конференций.

От обязанности воздержания от мясной пищи освобождаются те, для кого это связано с дополнительными трудностями, например, дети или старики, больные, странствующие и т.д.

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website