Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Сексуальная сфера личности

Февраль 17, 2007

СЕКСУАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ в узком смысле отвечает за проявления телесной любви, в широком – за эмоциональные реакции, позволяющие входить в общение с другими (ККЦ 2332).

Подобно другим биологическим организмам человек разделен на два пола, в единении которых происходит воспроизводство рода. Не только физическое тело человека, вся его личность направлена на принесение плодов любви –  и в супружеских актах, открытых к рождению нового человека и в дружеском общении, пронизанном доброжелательностью. С.С. человека часто называется интимной сферой, что отражает особо сильную эмоциональную вовлеченность личности в близкие отношения. Удовлетворение сексуальной потребности может стать одним из доминирующих мотивов в жизни человека. Теория психоанализа (Фрейд) выводит все человеческие проявления из действия сексуальной энергии. Это чрезмерное упрощение, тем не менее, теория психоанализа убедительно показывает, как подавление собственной сексуальности приводит к невротическим (истерическим) заболеваниям.

Репродуктивная система человеческого организма в эволюционном смысле является более ранней, чем механизмы сознательного мышления. Рядом исследований установлено, что при сексуальном возбуждении затрудняется активизация лобных долей головного мозга, отвечающих за речевое и логическое мышление. Это значит, что С.С. человека обладает относительной независимостью от его сознательной деятельности. Можно говорить о спонтанности возникновения сексуального напряжения и трудностях его контролирования рассудком.

В то же время существуют требования постоянства в личностных отношениях, верности, от которых зависят любовь в семье, стабильность и защищенность от сексуальных посягательств в обществе.
В отличие от животных  С.С. человека значительно обусловлена социальными факторами. В процессе воспитания человек осознает себя как представителя определенного пола, начинает ценить свою сексуальную природу или наоборот, стыдиться и презирать ее. В основе восприятия С.С. лежит общее отношение личности к человеческому ? достоинству.

Глубокое прозрение достоинства сексуальной природы личности дает Св. Писание: «И сотворил Бог человека по образу Своему […] мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1,27). Будучи сам источником любви Бог сотворил человека разделенным по сексуальному признаку, чтобы сделать его более способным к любви. Отсюда видно божественное предназначение С.С. Она помогает человеку приносить себе как дар любимому (ККЦ 2337).

Собственно возникновение новой жизни становится возможным благодаря биологическим репродуктивным механизмам тел женщины и мужчины. Однако возрастание и становление новой человеческой личности определяется, прежде всего, духовной позицией родителей и окружающего социума.

Хотя грехи и нарушения в С.С. существовали всегда, в течение XX в. в странах европейской культуры общество стало воспринимать как норму временные брачные союзы, свободное сожительство без взаимных обязательств и ответственности, союзы закрытые к появлению потомства, гомосексуальные отношения.  Складывающаяся ситуация стимулировала исследования в области С.С. человека как в естественно-научном и культурологическом, так и в теологическом направлениях. Как ответ католической мысли появились энциклики Папы Пия XI «Casti cannubio» (1930), Павла VI «Humana vitae» (1968), Иоанна Павла II «Familiaris consortio» (1981), Бенедикта XVI «Deus Caritas est» (2006).

Целостность личности, ее способность к верности в отношениям, в том числе, сексуальным, характеризуется  добродетелью целомудрия, приложением кардинальной добродетели воздержанности к С.С.  Она помогает человеку подчинить свои сексуальные импульсы личностным, духовным отношениям. Это важное измерение человеческой  зрелости. Истоки целомудрия лежат в благодати христианского подражания Христу, которая дается в таинстве Крещения (ККЦ 2345).

Подавление С.С не является целью и методом пути целомудрия.  Она возрастает при  самоотдаче в ответственных дружеских отношениях с лицами другого пола. Необходимо уметь выдерживать сексуальное напряжение, но это должно происходить на фоне любви к собственной личности, к своему телу и уважения к личности субъекта сексуального напряжения. Необходимое чувство меры здесь дается как результат долгого и правильного воспитания и самовоспитания.

Учительство Католической Церкви рассматривает три формы добродетели целомудрия: супружеского, вдовства и девственности (ККЦ 2349). Каждое из них основано на осознании достоинства своего состояния и хранения верности ему.

В  браке телесное общение супругов до определенной степени открыто сексуальному возбуждению и фантазиям. Эта степень ограничивается необходимостью оставаться в рамках личностной любви, не использовать супруга как инструмент удовлетворения собственной неуправляемой похоти. Во вдовстве и девственности следует воздерживаться от всего, что способствует сексуальным фантазиям. Это не исключает анализа своих сексуальных импульсов и вызывающих их причин, наоборот, делает такое исследование себя особенно важным. Помолвка представляет собой переходный период от девственности к супружеской сексуальности, помогает учиться выдерживать разумную меру в сексуальном влечении (ККЦ 2350).

Любой грех в С.С. связан с ее отрывом от личностных отношений – любви, представляет собой проявление похоти. Сексуальные проблемы никогда не бывают изолированными от других жизненных проблем. Как правило, сексуальное напряжение перестает беспокоить человека, когда у него есть открытые отношения с окружающими, творческие цели, которые успешно достигаются. Скрытность в отношениях, неконструктивность в делах свидетельствуют о присутствии, в том числе и сексуальных проблем – сексуальных фантазий, мастурбации. Любой вид  зависимости включает нарушения в сексуальной сфере. При созависимости срывы, провоцирующие ощущения неудачника и ненависть к себе, очень часто выливаются в навязчивое мастурбирование. Сами сексуальные нарушения также могут принимать форму зависимостей от собственно похоти или от романтических отношений.

Мастурбация как искусственное доведение половых органов до состояния оргазма, обычно совершается впервые в подростковым возрасте, когда ребенок знакомится с новыми ощущениями, сопровождающими половое созревание. В это время он еще не умеет контролировать свою С.С., поэтому отдельные случаи подростковой мастурбации не являются серьезным грехом. Если мастурбирование фиксируется как привычка или превращается в зависимость у взрослого человека, это создает серьезные препятствия к развитию у него близких отношений с людьми. Мастурбация не является прерогативой одиноких людей. Те, кто имели эту привычку во взрослой жизни, переносят ее в брак. У них есть возможность интимной жизни с супругом, но супруг – живая личность, его боятся и стыдятся.

Обычно, чтобы расстаться с вредной привычкой следует проанализировать все доводы в ее пользу. Если оказывается, что это просто мифы, тяга может сразу пропасть. В случае мастурбации таким мифом является представление о вреде сдерживания сексуального напряжения. Вредно, на самом деле, напряжение, вызванное жалостью к себе, недоверием к Божественному милосердию. Подобные же причины имеет супружеская неверность (прелюбодеяние) и поиск радости в «свободных» отношениях полов – грехи блуда (ККЦ 2353).

Понятие половых различий конституционального характера в социологии дополняется понятием гендерных различий, имеющих социальное происхождение. Хотя признание равного достоинства и равных прав женщины и мужчины является важным достижением современности, однако поверхностный взгляд на личность в русле секулярного гуманизма не позволяет искажает плоды этого признания. В частности он порождает наивное представление о принципиальной легкости смены пола медицинскими средствами. Действительно бывают случаи, когда женщина по генотипу, внешне (фенотипически) выглядит как мужчина, «мужеподобна», и наоборот. Но чаще на изменение пола претендуют люди, которые психологически и духовно не желают принимать трудностей жизни согласно своей сексуальной идентичности, игнорируют Божественный план создания человека.

В современной культуре происходит также социальная легитимизация гомосексуализма – сексуального влечения внутри одного пола. Известно, что в личности любого человека можно выделить гомосексуальный радикал. В случае нормы он выражен слабо и помогает испытывать обычную симпатию к лицам того же пола. Существуют люди, у которых гомосексуальный радикал преобладает и определяет их сексуальные предпочтения. У подавляющего большинства из них гомосексуальная ориентация формируется в результате нездоровой обстановки в детстве (например, деспотичная мать у мальчиков) и подвержена исправлению. Гомосексуальное поведение – всегда грех, нарушение естественного закона, разлагающий общество (ККЦ 2357). Есть, однако, некоторое количество конституциональных гомосексуалов. Эти люди испытывают страдания, если стараются не проявлять гомосексуального поведения. Такая позиция достойна уважения и открывает путь к христианскому совершенству (ККЦ 2359). В настоящее время продолжаются научные исследования гомосексуальности.

Среди других грехов и преступлений, связанных с отделением сексуальных отношений от личностных следует назвать принуждение к сексуальным отношениям – изнасилование.  Как и любое насилие, оно пренебрегает свободой человека. Инцест – сексуальные связи между кровными родственниками, прежде всего, детский инцест, остается на всю жизнь как травма, не дающая с доверием и без страха входить в близкие отношения с людьми. Проституция исключает личностную составляющую, делает сексуальное удовольствие товаром. Деформации С.С. личности способствует порнография.

Эксплуатация С.С. человека является прибыльным бизнесом, на который ориентированы значительные силы в обществе, начиная от рекламы, содержащей элементы эротики и заканчивая организованной детской проституцией. У верующего есть обязательство защищать от этого вмешательства не только не только себя и свою семью, но бороться за очищение нравственного климата в обществе.

Кроме подчиненности личностной дружбе и верности в браке, признаком здоровья С.С. является открытость к рождению детей. Учение Церкви говорит о двух составляющих сексуального акта супругов – соединяющей (в любви) и воспроизводящей (Humana Vitae, 12).  Объективные обстоятельства не всегда позволяют супругам иметь детей, в этих случаях Церковь предлагает использовать природные периоды женской неплодности для генитальных отношений, в остальное время – соблюдать воздержание (ККЦ 2370). Разработан ряд методов определения таких периодов. Существуют исследования, показывающие, что разумное использование такого подхода нередко благоприятно сказывается на духовном и психологическом климате в семье.

© о. Сергей Николенко 2007

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website