Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Социальное учение Церкви

Февраль 17, 2007

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ – неотъемлемая часть проповеди Церкви, обращенная к различным общественным группам с целью объяснения и решения в духе Евангелия насущных социальных проблем.

Царство Божие берет начало в Церкви Христовой, однако оно «не от мира сего», чей «образ проходит» (ср. 1 Кор 7, 31). Поэтому его рост нельзя путать с прогрессом цивилизации, науки или технологии. Царство Божие заключается в надежде на вещи непреходящие, в искреннем ответе на любовь Бога. Именно эта любовь заставляет Церковь постоянно проявлять интерес к подлинному благу человечества в преходящих исторических условиях. Это происходит через развитие справедливости, мира и братства среди людей, особенно через помощь бедным и  наиболее угнетенным. (Павел VI, Исповедание веры, 443-444).

Общение людей должно выстраиваться таким образом, чтобы исключать возможности унижения и подавления человека другим человеком или общественной структурой. Однако Церковь не вмешивается в технические вопросы и не занимается внедрением конкретных моделей организации общественной жизни. (Радость и надежда, 42)  У Церкви нет готовых моделей. Этим занимаются люди, которые отвечают за них во всех аспектах – экономических, политических и культурных.  Поэтому С. скорее имеет вид нравственного ориентира. (Centesimus Annus, 43) Можно сказать, что С. вносит в общество «заповедь справедливости». Оно не просто осуждает социальные проявления греха, но показывает положительные пути для осуществления социальной справедливости.  (Sollicitudo Rei Socialis, 41)

Прежде всего, С. обращено к членам Церкви, мирянам, непосредственно участвующим в общественных процессах. Однако, поскольку его положения имеют всеобщий, а не только внутрицерковный характер, оно предназначено всем людям доброй воли.

Социальное учение Церкви основано на библейском  Откровении и традиции Церкви. Христианское Откровение способствует более глубокому пониманию социальной жизни (Радость и надежда, 23).
Таким образом, оно способствует воспитанию человеческой совести в духе справедливости, и побуждает мирян к социальной деятельности, в которой проявляется их  апостольство.  (Dives in Misericordia, 12)

В то же время С. носит междисциплинарный характер, взаимодействуя с философией, гуманитарными и социальными науками. За счет глубинного проникновения в замысел Божий о творении и человеческой личности, С. способствует обогащению этих наук.

Тема социальной справедливости изначально присутствовала в ранней Церкви. Она  находит  выражение еще в текстах Нового Завета. Однако корпус С. как систематической дисциплины стал формироваться лишь с 19 века.  Начало ему положила энциклика Папы Льва XIII о рабочем вопросе в период развивающегося капитализма Rerum novarum (1892). С этого момента все социальные процессы 20 в. динамичные и драматические исследовались с пастырских позиций С.

Социальное учение Церкви рассматривает человека как личность, единство души и тела — образ живого Бога, обладающий свободой и творческим потенциалом. Для того, чтобы человек возрастал в любви Божией, нужны условия – прежде всего возможность жить по совести и целостно развиваться как личность. Таков смысл, вкладываемый С. в понятие прав человека. Становление человека происходит в обществе, где права одних людей осуществляются за счет того, что другие люди ответственно выполняют свои обязанности.

В настоящее время права человека является тем фундаментом, на котором католическая Церковь строит диалог со всеми людьми, независимо от их национальной, культурной и религиозной принадлежности.
Пути решения конкретных социальных проблем С. находит, применяя ряд принципов. Главным принципом является человеческое достоинство. Общество должно становиться достойным человека. Земные ресурсы и блага предназначены Богом для всех, поэтому особенного внимания требует те, кто оказался лишенным этих благ – бедные. Этот принцип ложится в основу отношений собственности, которые должны быть подчинены божественной справедливости.

По сути, С. предлагает принципы построения общественных отношений, сохраняющих баланс свободы и ответственности, необходимый для блага, как всего общества, так и отдельных его членов, т.е. общего блага. Общее благо общества достигается при соблюдении  определенных принципов властных отношений и человеческой инициативы. Это принципы субсидиарности (вспоможения) и участия, а также принцип солидарности. Каждый из этих принципов стал плодом размышления Церкви о путях выхода из конкретных исторических ситуаций.

В либеральных государствах начала 20 в. частный сектор действовал бесконтрольно и безответственно с точки зрения общего блага, в то время как в социалистических тоталитарных режимах власть подавляла частную инициативу граждан. Однако присутствие государства в экономической сфере не должно приводить к ограничению личной инициативы отдельных граждан, но обеспечивать ее развитие при действительной защите всех основных прав каждой личности.  (Иоанн XXIII. «Mater et Magistra». AAS: LIII, 1961, р. 415). Субсидиарность власти означает предоставление членам общества свободы решать вопросы, соответствующие их уровню возможностей. Принцип участия подразумевает, что все заинтересованные лица должны иметь возможность участвовать в принятии общественно значимого решения.

В 60-х годах 20 в., когда после «холодной войны» стала видна перспектива мирного сосуществования различных социально-политических систем, С. ответило представлением о мировой цивилизации любви. Разработка этого понятия была начата Папой Иоанном XXIII и в основе его лежит понимание того, что по божественному праву Церковь принадлежит всем народам мира. (Mater et Magistra, 178). Необходим настрой каждого члена общества на то, чтобы жить ради всеобщего блага человечества, по сути, в благодати – принцип солидарности. Солидарности препятствуют порочные общественные структуры, которые сложились за счет греховной ориентации или равнодушия их членов – «структуры греха» (Sollicitudo Rei Socialis, 38). Эти структуры С. распознает и дает рекомендации по их разрушению.
Чтобы желать быть способным жить в согласии с перечисленными  принципами у человека должны сформироваться соответствующие ценности и добродетели. Эти ценности связаны с развитием человеческого достоинства – истина, свобода, справедливость, любовь.

К основным темам С. относятся:  защита человеческого достоинства, современная семья, трудовые отношения, зкономическая и политическая жизнь общества, а также вопросы сохранения мира и охраны окружающей среды.

В бурной истории 20 в. С. показало несравнимо большую последовательность в защите человеческого достоинства, чем светский гуманизм. Это связано с тем, что при решении практических задач С. не закрывает глаза на присутствие греха и признает его силу, но рассчитывает на спасающую благодать Божию.

Католическая Церковь использует свой авторитет на международной арене для применения принципов С. в политической сфере ради справедливых взаимоотношений между богатыми и беднейшими странами и ответственного отношения к окружающей среде.

Внося евангельские ценности в  культуру, обличая безбожную «культуру смерти»,  католическая  Церковь также основывается  на С.. Принципами и ценностями С. руководствуются многочисленные благотворительные организации и проекты католической Церкви.

На уровне епархиальной и приходской работы С. позволяет строить пастырскую работу с семьями, решать их проблемы, оказывать поддержку различным категориям  нуждающихся и вести воспитательную работу, строить отношения с местной администрацией и общественностью.

В современной России государство  обращается к религиозным объединениям  за помощью в решении серьезных социальных проблем. В 2000 г. Русская Православная Церковь представила свои «Основы социальной концепции». Подобные документы были разработаны и другими наиболее представительными  религиозными конфессиями.

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website