Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Святость

Февраль 17, 2007

СВЯТОСТЬ (лат. sacrum) – понятие, выражающее абсолютную трансцендентность  Бога по отношению к Творению, Его неподверженностьгреху и злу. Свойство С. переносится на Народ, принадлежащий Богу.

Для Народа ВЗ  Бог Свят (др.-евр. Kades отсекать, отрезать) – Он совершенно иной, чем всё Творение.  Его С. как Всемогущего, Вечного и Премудрого, вызывает чувства страха, даже ужаса, но вместе с тем – благоговение  и поклонение. С. Бога означает Его абсолютную свободу от греха и всякого несовершенства. Величие Бога непостижимо для человека, невозможно охватить Его человеческим разумом, дать Ему определение  словами или образами. Отсюда проистекает ветхозаветный запрет изображать Бога в живописи и скульптуре.

В заповеди «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев 19,2), Бог предлагает человеку стать сопричастным Его собственной С., стать совершенно не таким, как окружающий греховный мир.  Соединяясь со Христом через веру, принимая благодать в таинствах – вступая с Ним в мистический союз (ККЦ 2014) и ведя добрую жизнь, человек становится святым. Его  поврежденная грехом человеческая природа действием благодати преображается, уподобляясь личности Иисуса Христа.

С. сообщается верующему как дар. Призыв к полноте христианской жизни и к совершенству любви обращен ко всем верующим в Христа без исключения (ККЦ 2013), однако путь к С. лежит через крест и духовную борьбу. В этом смысле признанные Церковью, канонизированные святые являются героями Церкви. Они  вызывают восхищение, им подражают и просят их молитв заступничества. Еще больше тех, кто хотя и почил в ореоле святости, но по разным причинам официально не причислен к лику святых и блаженных. В каждом из них  Бог явил Свой лик и Свое присутствие, через них Он говорит с нами и дает нам знамение Своего Царства ( Lumen gentium 50).

Церковь верит в то, что все живущие на земле христиане незримо соединены со святыми в небе и с теми, кто еще пребывает в чистилище – общение святых. Вместе с Христом святые предстательствуют за членов Церкви. Особое место в этом заступничестве занимает Пресвятая Дева Мария.
Исторически почитание святых началось в Церкви с мучеников. Позднее выделились другие категории С. – апостолы, Пастыри и Учителя Церкви, Девы и святые мужы и жены. С особой любовью Церковь почитает Пресвятую Деву Марию.

В позднем средневековье почитание святых временами перерастало в поклонение им, аналогичное поклонению Богу.  Это послужило причиной того, что реформаторы XVI в. вовсе отвергли почитание святых. Тридентский Собор богословски обосновал правомерность почитания святых и предотвратил искажения в этой области.

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website