Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Таинство примирения

Февраль 17, 2007

ТАИНСТВО (ПОКАЯНИЯ И) ПРИМИРЕНИЯ – таинство прощения грехов раскаивающегося члена Церкви.

При искреннем покаянии и исповедании грехов по разрешительной молитве священника Троичный Бог возвращает состояние благодати кающемуся. До середины 20 в. оно называлось таинством покаяния, акцент делался на личном усилии кающегося. Новое название смещает акцент на результат таинства – примирение с Богом и ближними. В православной Церкви это таинство называется исповедью. В католической Церкви словом исповедь называется высказывание совершенных грехов священнику в ходе ТП.

В основе таинства лежит искупительное действие Иисуса Христа, который Своей смертью и Воскресением освободил человечество от власти греха. Необходимость ТП связана с тенденцией к греху, присущей каждому человеку. С осуществлением Пасхальной тайны в мировой истории возникла возможность освобождения от греха и прощения оскорбления, нанесенного Богу неверностью Его любимых детей.

Бог призывает человечество к примирению с Ним, Его призыв обращен к людям несвободным,  несущим на себе печать первородного греха и личного, совершенного по собственной воле. Призыв к примирению выражает призыв к возвращению людей к свободе детей Божиих, к покаянию. В Ветхом Завете часто используется древнееврейское слово szub, означающее изменение пути или возвращение: человек отвращается от зла и возвращается к Богу. Это не просто внешнее изменение рисунка поведения, но  внутреннее преображение metanoia, которое изменяет всю дальнейшую жизнь человека.

Покаяние, таким образом, представляет собой позицию грешного человека, который сознает свою испорченность и своеволие, направленную на примирение с Богом. В Новом Завете Иоанн Креститель предстает как апокалиптический пророк, призывающий таких людей к подлинному покаянию перед лицом смертельной мировой катастрофы, об этом же говорит сам Иисус (Лк. 5, 32). 

Присутствие личного греха  ослабляет Церковь как единый Народ  Божий, стремящийся к исполнению в истории животворящей воли Бога. В этом состоит социальная опасность личного греха, даже в тех случаях, когда последний не приносит непосредственного вреда окружающим.

Первое обращение человека к Троичному Богу в таинстве крещения сопровождается освобождением от греха прошлой жизни и открывает путь для жизни в благодати. Однако упомянутая тенденция к греху может приводить к последующим срывам. В ранней Церкви человек, согрешивший после крещения, изгонялся из общины, не мог участвовать в Евхаристии. Однако некоторые показывали примеры подлинного сокрушения перед Богом и общиной и исправления (ср. Деян. 8, 22; 2 Кор. 7, 9; 2 Тим. 2, 25). Прием покаявшихся грешников в христианскую общину со временем перешел в литургию ТП. В некоторых общинах считалось, что такое возвращение после тяжкого греха возможно только один раз. Позднее ТП стало регулярной практикой Церкви.   

Покаяние как сокрушение о грехах, может иметь разные мотивы или глубину. Может вызываться страхом перед Богом, как в указанном примере с Иоанном Крестителем, однако, более глубоким или совершенным является покаяние из любви к Богу. Парадокс заключается в том, что совершенная любовь к Богу является и позицией совершенного покаяния перед Ним.

Невозможно развить совершенное покаяние самому, оно приходит, как плод благодати Божией и связано с опытом принятия таинств. «Примирение – это дар Бога и Его инициатива. […] эта  инициатива исполняется в тайне Христа Искупителя, Первопричины примирения» (Reconciliatio et paenitentia, 7). Важно, что человек в этом состоянии  доверяет к любви Бога и поэтому мыслит позитивно, направлен на совместное творчество с Богом и людьми. Будущее с мире с Богом и людьми подразумевает исправление ошибок, совершенных в прошлом, возмещение нанесенного ущерба. Не всегда возможно исправить содеянное материальным образом, тогда остается путь молитвы к милосердному м всемогущему Богу, поста и благотворительности.

«Знамением и инструментом примирения» (там же, 11) является Церковь, поэтому ТП, как средство спасения тех кто тяжко согрешил и раскаивается, имеет форму литургии. Грех имеет социальный характер, ослабляя общину Церкви, такой же общинный характер имеет возврат грешника к общению любви с Богом и Церковью. Власть опускать грех и принимать в Церковь согласно Евангелию передана Христом апостолам (Ин 20, 23), а от них епископам и их делегатам – священникам.

Как и другие таинства, ТП прошло в Церкви большой путь развития, не свободный от исторических ошибок.  В первые столетия христианства ТП совершалось редко, в случаях исключительно больших грехов, таких как вероотступничество, убийство или прелюбодеяние. Виновных исключали из евхаристической общины на период покаяния,  установленный епископом. С 4 века, когда христианство стало становиться государственной религией, стало больше грехов, за которые налагалось публичное покаяние. Сложившаяся ситуация повлияла на развитие церковного законодательства и богослужебных форм таинства покаяния. Публичная исповедь становилась началом покаяния, тоже публичного, длившегося порою не один год. Только после этого могло произойти примирение с Церковью, сам обряд которого обычно приурочивался к кануну пасхальных празднеств.

После 6 века обычай публичной исповеди, а вскоре и публичного покаяния стал исчезать. Уровень христианского сознания вновь обращенных народов, вступавших в лоно Церкви часто под нажимом своих правителей, был очень низок и Церковь находила для них более доступные пути примирения с Богом и возвращения в церковную общину: через личную исповедь и более легкое и краткое покаяние. Пастырская забота церкви о том,  чтобы верующие не пренебрегали таинством покаяния и примирения, выразилась во введении 4 Латеранским собором в 1215 г. общей для всех католиков обязанности исповедоваться, по крайней мере, раз в год.

Тридентский Собор (1545-1563), определил условия плодотворного и действенного совершения данного таинства: 1). испытание совести в свете Слов Божьего; 2). сокрушение во грехах; 3). искреннее исповедание тяжелых грехов; 4). твердое намерение больше не грешить и избегать обстоятельств, ведущих к греху; 5). готовность восстановить ущерб, нанесенный грехом, исполнить наложенную исповедником епитимью. Этих взглядов католическая Церковь придерживается и в настоящее время (CIC. 1424, 1452, 1480).

В период раннего средневековья, первоначально в ирландских монастырях, складывалось более глубокое понимание разрушительной силы даже самых незначительных грехов и осознавалось благотворное воздействие таинства покаяния на духовную жизнь и нравственное развитие человека. Постепенно складывался обычай частой исповеди, который среди мирян получил широкое распространение только в 20 в. Этому способствовало интенсивное литургическое движение, которое привело к осознанию католическими массами важности литургии и частого причащения.

Догматическое содержание ТП выражено в разрешительной молитве исповедника: «Бог, Отец милосердия, смертью и Воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа». «Аминь», произносимое в ответ кающимся, говорит об обращении, об открытости к всепрощающей Божией любви.

К существенным элементам ТП относятся покаяние и исповедь кающегося (пенитента), наложение епитимии (лат. satisfactio – удовлетворение за грехи) и разрешительная молитва  священника.

  Глубокое понимание сути ТП отражено в обновленной богослужебной форме этого обряда, введенной после II Ватиканского. Собора в декабре 1973 г. Богослужение предусматривает три формы этого таинства: чин ТП для одного исповедующегося, чин ТП для нескольких человек с индивидуальной исповедью и отпущением грехов и краткий обряд ТП для нескольких человек с общей исповедью (в чрезвычайных ситуациях).  Во второй форме наиболее полно выражен общинный характер ТП.

Чин ТП для нескольких человек с индивидуальной исповедью начинается с глубокого сосредоточения и молитвы, обращенной к Святому Духу. Затем следуют чтение Священного Писания и проповедь,  призывая присутствующих к покаянию и обращению. Чтение Слова Божия и проповедь священника помогают кающимся оценить себя, сопоставляя свою жизнь с евангельскими заповедями во время испытания совести. Затем каждый участник исповедует свои грехи перед священником, который после слов назидания и поддержки назначает  епитимию и дает отпущение грехов. В заключение обряда священник благословляет и отпускает верующих, совершивших таинство примирения.

Исповедник (лат. confessor) – священник, совершающий ТП, обязан помочь кающемуся встретиться в ТП со справедливостью и милосердием Христа. Эта встреча предваряет окончательную встречу кающегося с Богом, судьей и Спасителем, после завершения жизненного пути.  В исповедальне должна произойти  личная встреча двух христиан, превращаясь, таким образом, в их встречу с Христом. Не каждому священнику дается дар глубокого понимания человека при разовом приходе для исповеди. Поэтому рекомендуется иметь постоянного исповедника – духовника, который достаточно опытен в вопросах духовной жизни и имеет возможность хорошо узнать исповедующегося.

Духовник учитывает психологический склад человека, влияние его окружения, историю жизни для того, чтобы помочь человеку оценить себя с нравственных позиций. Для осуществления духовного руководства необходимо иметь дар различения духов и способность сопровождать человека в его духовных исканиях. Духовник сам должен обладать опытом встречи с божественным милосердием. Кроме исповеди он может проводить духовные беседы. Эти задачи далеко выходят за рамки формального отпущения грехов.

Согласно постановлениям Тридентского собора исповедь должна содержать перечисление всех тяжких грехов «по роду и числу». Однако в наше время при существующем нравственном релятивизме гораздо важнее само понимание совершенного греха, его тяжести. Понимание того, что никакие самооправдания при упорствовании в смертном грехе не восстановят «невидимые узы общения с Троицей» (Ecclesia de Eucharistia, 36). 

Исповедь, как проговаривание проведенного нравственного исследования своей жизни, имеет определенное психотерапевтическое значение, но это не должно заслонять того факта, что она включена как элемент в таинство, плоды которого далеко выходят за пределы чисто терапевтического эффекта.

о. Сергей Николенко на основе текста о. Януша. А. Игнатовича

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website