Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Зрелость

Февраль 17, 2007

ЗРЕЛОСТЬ –  вершина развития организма, биологического, социального или, по аналогии, — духовного.  Человека характеризует, прежде всего, личностная и духовная З. Достигнув в молодости биологической и физиологической З. (показателем последней является способность к воспроизведению), человек продолжает развиваться как личность.

 Зрелая личность способна целенаправленно ориентироваться в мире, здраво оценивая меру своих представлений о нем (интеллектуальная З.), и владеть собой, быть  ответственной. Она тщательно исследует основания своих убеждений, стремясь к подлинности и способна позитивно преодолевать кризисы. З. является плодом мудрого воспитания и самовоспитания, при бережном отношении к внутренней динамике развития личности.

Духовная З. усовершенствует  личностную З., когда главным мотивом становятся любовь и служение Христу в ближних. Основные аспекты личностной З. — способность к построению отношений, эмоциональная зрелость, свобода и совесть, воспитанная на правильных нравственных основах. Рассмотрим кратко эти составляющие.

Способность к построению отношений подразумевает открытость и искренность, благоразумие и готовность к служению, направленность на понимание и прощение ближнего (Redemptor hominis, 79). 
Владение собой или эмоциональная З. предполагает, что любовь одерживает победу над человеческим эгоизмом. Особенно важно, чтобы сексуальная сфера личности была полностью подчинена личностному началу – отношениям дружбы. Эмоциональной З. требуют и брачные отношения, и жизнь одинокого человека.

Личность человека имеет духовную и нравственную природу. «Совесть — самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души» (ККЦ 1776). В голосе совести проявляется истина об отношениях человека с Богом. В повиновении этой истине находит осуществление свобода человека.

Духовная З. понимается в Учении Церкви как присутствие в личности тенденции к развитию новой жизни, полученной в крещении. Духовная З. проявляется способности к любви и служении ближним в простоте сердца. Эти способности верующий черпает в  Слове Божием, Евхаристии и через включенность в молитву и служение Церкви.

Интеллектуальная З. христианина позволяет воплощать веру как знание в практику христианской жизни, проводить инкультурацию Евангелия, т.е. проповедовать Христа на языке, понятном современникам в их разнообразных социальных и культурных условиях. В настоящее время необходимой составляющей интеллектуальной З. христианина является знание социального Учения Церкви.
В социальном плане З. достигается как способность успешно участвовать в общественной жизни. Согласно занимаемому в Церкви месту З. духовенства включает пастырский аспект, способность к духовному руководству. Для мирянина важна профессиональная и семейная З.

Аналогично индивидуальной З. можно рассматривать З. обществ. Так, новая евангелизация, направлена, в частности,  на формирование зрелых церковных общин. З. общин включает их социализацию — участие в жизни общества,  общинное свидетельство о Христе и Церкви и дело миссии к неверующим (Christifideles Laici, 34).

Современные достижения научно-технического прогресса, гуманизация социально-политических отношений способствуют росту у людей чувства автономии. Вместе с тем возрастают угрозы качеству жизни и даже выживанию человечества на глобальном уровне. В этих условиях духовная и нравственная З. человечества должна связывать чувство автономии с ответственностью перед своими собратьями и перед историей (Gaudium et spes, 55).
 
Незрелая личность несет на себе печать неправильного воспитания и греховности. Она нецелостна, ее мотивы не исходят от любви как единого центра. Неразрешенная внутренняя борьба любви и эгоизма не позволяет сформировать нравственные ценности. У такого человека декларируемые ценности и принципы не совпадают с реальными основаниями поведения. Ему трудно оставаться самим собой, быть правдивым. Внешне это воспринимается как двуличие или лицемерие, как неоправданные переходы от грубости к лести. Для незрелого человека характерны зависимое и  созависимое поведение.

Нельзя утверждать, что любые интеллектуальные и эмоциональные расстройства личности обрекают ее на незрелость. Даже имея упрощенное или искаженное восприятие реальности, человек может жить в ней как нравственная личность. В зрелой христианской общине ее члены с милосердием восполняют недостатки друг друга. Это использует, например, движение «Вера и Свет», включающее в свои общины людей с дефектами умственного развития.

© о. Сергей Николенко 2006

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website