Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

3 декабря 2015 — Св. Франциск Ксаверий

Декабрь 16, 2015

francisXavier

Ис 26, 1-6; Мф 7, 21. 24-27

Так величественно во вступительной молитве говорится о Франциске Ксаверии, что его проповедью Бог приобрел многие народы. При жизни-то у него успехи были достаточно скромные, хотя в Индии действительно за несколько лет удалось построить 40 церквей. Я так понимаю, что христианство в Индии развивалось уже гораздо позднее, уже после Португалии усилиями англичан. Ксаверий из аристократической семьи, чем во многом и объясняется и его миссия. Сам он баск из Каталонии, но учился в университете в Париже, это середина XVI века, разгар борьбы с Реформацией. Он жил с товарищем в комнате, и к ним подселили Игнатия Лойолу. Игнатий был как минимум лет на 10 старше их, уже воевал, и все такое. Франциску Ксаверию он не понравился, потому что философией Ксаверий интересовался, но настроен был на светскую карьеру. Потом так получилось, что товарищ уехал, они с Лойолой в комнате остались вдвоем, и Игнатий его допек. Как они вспоминают, он его допек евангельской фразой, что, мол, какой смысл приобрести богатство на земле, если, умирая, из него ничего не возьмешь. Но для юного философа это изысканный аргумент, в логическом смысле. В конце концов Франциск Ксаверий оказался одним из семи первых последователей Игнатия и первых членов общества, которые он организовал. Они дали и монашеские обеты, и дополнительно обет верности Папе.

А времена горячие, осваиваем целинные и залежные земли, в Индии, в Азии, в Японии португальские колонии. Уже лет 30 существовала колония в Индии, но королю было понятно, что колонию надо укрепить. Укрепить, но как? Через проповедь христианства. Искал подходящего человека, и в конце концов, нашли Франциска Ксаверия. Он из аристократической семьи, из начальнической, король его назначил сразу нунцием на все эти колонии. Он начал с Индии, а вообще он эту всю территорию – Индию, Юго-Восточную Азию и Японию – рассматривал, как сейчас мы сказали бы, в культурном отношении как одно целое. Вроде люди верующие, но каким образом верующие, не поймешь. Начал он с изучения языка в Индии. Первое препятствие, с которым он столкнулся, это было качество христианства у колонизаторов, то есть, у португальцев: у администрации, у солдат. Многие солдаты женились на индианках и спокойно принимали их религию. Франциск Ксаверий начал проповедовать евангельскую бедность, все как надо, чин чинарем. Оказалось, что в Индии среди индийцев это работает. В глубь континента он, по-моему, не углублялся, больше по побережью. Но за три года порядка более 40 церквей ему удалось построить, это было много. Конечно, там еще была политика, как сейчас в Сирии: местные царьки, князьки. Если по политическим и, соответственно, экономическим соображениям им был выгоден союз с Португалией, то они зазывали к себе миссионеров, чтобы они там крестили. Приобретали таким образом как бы режим наибольшего благоприятствования с Португалией.

Поработал он в Индии, двинулся дальше. С остановками добрался до Японии. Консультировался, конечно, у коммерсантов, торговавших с Японией – мол, как там японцы? Коммерсанты говорят: «Народ отличный. Индийцы – это дураки такие неотесанные, а японцы умные, с ними иметь дело одно удовольствие». Хорошо, добрался до Японии, император выказал благоволение. Ксаверий попробовал развернуть деятельность на тех же евангельских основаниях как в Индии. С японским языком ему уже было потяжелее, но главное, что он обнаружил: проповедь евангельской бедности там совсем не работает. Японцы оказались для этого чересчур умными. Тогда он устроил такой финт, я подробностей не помню, но в общем, при визите к какому-то важному японскому деятелю разыграл спектакль под названием «торжественная встреча папского нунция». Священники в парадных облачениях и прочие официальные лица, он сам в богатом облачении, они к нему подходят с пиететом, как к важному лицу.

После этого его миссия в Японии пошла как по маслу. Японцы увидели, что это не какой-то шаромыга, а действительно вестник Иисуса Христа, достойный доверия. Правда, по-прежнему Ксаверий старался не иметь дело с аристократией – имел дело, правда, не с беднейшими, но с как бы средним классом, чтобы читать и писать умели. А его последователи уже ориентировались на аристократию и доигрались. Через несколько десятков лет император увидел, что аристократия сформована не в лучших традициях самурайского духа, и запретил христианство в Японии – в виде рутинных процедур, которые сопровождают такие запреты: сдирание кожи живьем, распятие в таком виде и так далее. Так что через 200 лет они в Японии намаялись. Франциск Ксаверий, видать, совсем выложился в этой японской миссии, хотя всего год или два он там проработал. Ему было лет 46, на обратном пути оттуда он умер. Вот такая повесть о жизни миссионера. Потом было составлено житие с перечнем чудес, воскрешение мертвого, и так далее. Интересно, что одно из чудес называлось «Обращение португальского солдата». Это вполне характеризует атмосферу, в которой это все происходило.

Два слова еще о трудностях ментальности. Не помню, в Японии или где-то в Азии он заходил в буддистский или даосский храм, общался с настоятелем. Настоятель его провел по монастырю, зашли в зал для медитаций, зал пустой, ничего нет. На стенах нет ничего. Сидят монахи. А Ксаверий католический человек, если там Евангелие не переведено, значит, его не принесешь, поэтому он везде появлялся нагруженным иконками с Девой Марией. А тут они молятся, ничего нет. Он у настоятеля спрашивает: как они молятся, о чем они сейчас думают? Настоятель говорит: вот этот, наверное, думает о том, как занять мое место, этот толстый думает о том, что сейчас будет обед, и так далее. Ксаверий написал, какие там бездуховные люди. А настоятель имел в виду совсем другое – что во всем этом присутствует дао, и даосская молитва-медитация, это чтобы все мысли проникались присутствием дао. Вы все «Дао дэ цзин» читали, так что объяснять вам нечего. Надо было Христа как-то поместить в эту картину мира. Это была сложная работа, собственные стереотипы надо было разламывать. Как работали типичные нормальные испанские миссионеры в Америке? Чтобы человека крестить, надо, чтобы он сказал краткий символ веры на латыни. Сумел сказать – все, крестили, спасен. Не сумел – из пистолета в голову и концы в воду, все равно в ад попадет. А иезуитский стиль оказался совсем другим. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website